09.08.2022

Консультация для родителей детского сада "педагогическая диагностика детей дошкольного возраста" консультация на тему. Воспитатель сам должен быть воспитан Результаты уровня готовности детей к обучению в школе


Повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала.

Задачи:

· Снизить эмоциональный дискомфорт, в связи с заболеванием ребенка;

· Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка;

· Сформировать у родителей адекватного отношения к ребенку;

· Установить адекватные детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух блоков:

1. Информационно-методический (работа с родителями, специалистами)

2. Коррекционный

Формы проведения занятий с детьми:

Индивидуальные на базе Центра и на дому, групповые (4-8 человек) . Занятия с детьми проводится по 40 минут каждое с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Встречи с родителями индивидуальные (еженедельно) и групповые с периодичностью два раза в месяц продолжительностью по 45-60 минут.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

1. Набор родителей в «Школу понимания» - проводится раз в два месяца.

2. Информационно-методическая работа – еженедельно.

3. Групповые консультации, собрания – два раза в месяц.

4. Работа с группами – еженедельно.

5. Коррекционная работа – еженедельно (в зависимости от случая).

Информационно-методический блок.

Цель: Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

Проведение диагностических мероприятий с родителями.

Ознакомление родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах.

3. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций. Они способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности.

4. Обобщение результатов диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формирование родительской группы психологом. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов.

5. Работа с родительскими группами. Работа проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

Воспитатель сам должен быть воспитан .

Анкета для родителей №1.

1. Какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

2. Какие отрицательные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

3 . Какие качества Вы стараетесь воспитать у Вашего ребёнка и насколько это вам удаётся?

4 . Имеет ли Ваш ребёнок постоянные обязанности по домуи как он их выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует, защищает?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Анкета для родителей №2.

1. Ваш ребёнок при получении оценки по учебному предмету , как правило :

а ) переживает , волнуется , реагирует эмоционально ;

б ) спокоен в своих реакциях по поводу оценок , не переживает ;

в ) переживает только тогда , когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами ;

г ) совсем равнодушен .

2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребёнка на

а ) ваше собственное настроение ДА НЕТ

б ) на отношение в семье ДА НЕТ

3 . Как Вы реагируете на полученные Вашим ребёнком оценки :

"5""4""3""2"

Ответ поставьте , пожалуйста , под оценкой .

4. Как реагируете на " плохие " оценки ? Наказываете ли его в этом случае ?

5. Как поощряете за успехи в учении и " хорошие " оценки ?

6. Всегда ли Ваш ребёнок знает , за что выставлена та или иная оценка ?

7. Мотивируют ли учителя выставленные Вашему ребёнку оценки ?

Анкета для родителей №3.

Достаточно ли Вы осведомлены о школьной жизни Вашего ребёнка?

Сколько времени уделяете ребёнку ежедневно?

Сколько времени уделяете ему в выходные и праздничные дни?

Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребёнка?

Удовлетворяет ли Вас кружковая работа в школе? Ваши предложения по улучшению её работы.

Устраивает ли Вас организация питания в школе? Ваши предложения.

Устраивает ли Вас взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками? Ваши пожелания.

Анкета для родителей №4

Цель: выявить уровень педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы (нужное подчеркнуть)

Ваше мнение о степени педагогической подготовленности к воспитанию детей в семье?

O а) вполне достаточное;

O б) не совсем достаточное;

O в) недостаточное;

O г) затрудняюсь ответить.

Наиболее важные для Вас источники пополнения педагогических знаний:

O а) индивидуальные консультации учителей4

O б) посещение занятий для родителей в школе по вопросам воспитания детей;

O в) передачи по радио и телевидению;

O г) материалы газет и журналов;

O д) специальная педагогическая литература;

O е) другие источники.

В каких случаях Вы посещаете школу?

O а) приходите на собрания, лекции, практические занятия ;

O б) являетесь по вызову учителя;

O в) сами обращаетесь к учителю за советом;

O г) участвуетев воспитательных делах класса;

O д) другие причины.

Наиболее рациональным в работе школы с родителями Вы считаете проведение:

O а) классных собраний;

O б) лекций, бесед;

O в) индивидуальных консультаций;

O г) практических занятий.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №5

(микроисследование по нормализации учебной нагрузки учащихся)

Уважаемые родители!

С целью изучения объема учебной нагрузки вашего ребенка просим выразить ваше отношение в оценках

3 – ДА2 – НЕ СОВСЕМ 1 – НЕТ

1. Считаете ли вы, сто вашему ребенку легко учиться в школе?__________

2. Устает ли ваш ребенок после дня учебных занятий в школе?___________

3. Наблюдаете ли вы признаки переутомления у вашего ребенка к концу учебной недели?____________

4. Удовлетворяет ли вас режим работы школы:

6-дневной учебной недели?___________

5-дневной учебной недели?___________

5. Считаете ли вы, что объем домашних заданий оптимален для вашего ребенка?___________

6. Считаете ли вы, что в качестве домашних заданий имеет место выполнений трудоемких, но малоэффективных видов работ?______________

7. Замечаете ли вы регулировку учителями-предметниками домашних заданий с учетом профильности обучения?____________

8. Имеет ли ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам?__________

9. Реагируют ли учителя на ваши замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?___________

10. Есть ли жалобы у вашего ребенка на нехватку времени для отдыха и подготовки к следующему уроку во время перемены?__________

ТЕСТ "ХОРОШИЙ ЛИ ТЫ ОТЕЦ?"

Давайте проверим себя, отвечая на вопросы этого теста. Кстати, эти же вопросы вполне могут задать себе и матери.

ДА

ИНОГДА

НЕТ

1. Отделываешься ты от ответа на вопрос ребенка словами вроде: "Я тебе объясню, когда ты подрастешь".

2. Считаешь ли ты, что ребенку на "карманные расходы" следует давать не определенную разумную сумму, а в зависимости от его "потребностей".

3. Стараешься ли ты объяснить ребенку, почему ты запрещаешь ему что-либо?

4. Позволяешь ли ты ребенку помогать по дому, даже если эта помощь дает немного или ничего не дает.

5. Считаешь ли ты, что невинная ложь ребенка допустима?

6. Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развивать в ребенке наблюдательность?

7. Разрешаешь ли ты себе саркастические замечания в отношении собственного ребенка?

8. Придерживаешься ли ты взглядов, что хорошая трепка никогда еще не вредила ребенку?

9. Считаешь ли ты, что раннее посвящение ребенка во "взрослую жизнь" вредно?

10. Читаешь ли ты книги о воспитании?

11. Считаешь ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?

12. Бранишь ли ты ребенка, если он оставляет еду в тарелке?

13. Даешь ли ты ребенку возможность развивать веру в собственные силы и самостоятельность?

14. Радуешься ли ты успехам своего ребенка, даже если ты хорошо видишь его недостатки?

15. Охотно ли ты проводишь время со своим ребенком, доставляет ли тебе удовольствие его общество или ты испытываешь удовлетворение от чувства исполненного долга?

16. Осуждаешь ли ты суровость и строгость в воспитании детей, приводящее к скованности и неестественному поведению ребенка?

17. В состоянии ли ты сохранить абсолютное спокойствие, когда твой ребенок злится?

18. Можешь ли ты приказать так решительно, чтобы это приказание было выполнено почти немедленно?

19. Легко ли ты устанавливаешь дружеские отношения с друзьями (подругами) своего ребенка?

20. Считаешь ли ты достаточной причиной для осуждения чего-либо у твоего сына (дочери) то обстоятельство, что когда ты был в его возрасте, ты этого не делал или этим не интересовался?

21. Решаешь ли ты за своего уже повзрослевшего ребенка жизненно важные вопросы (выбор работы, профессии), обрывая спор словами: "я знаю лучше, что ему в жизни нужно7"

22. Считаешь ли ты, что твой ребенок не может иметь тайн от тебя и не вправе чувствовать себя обиженным, если ты, например, вскроешь письмо, которое он получил?

23. Могут ли сын или дочь в споре переубедить тебя? Случается ли, что ты смягчаешь свое первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или неправильно?

24. Извиняешься ли ты перед ребенком, если ты несправедливо его наказал или подозревал или лишил удовольствия?

25. Забываешь ли ты о своих обещаниях ребенку, особенно таких, которые для него награда за что-нибудь трудное или очень трудное?

26. Можешь ли ты оторваться от срочной работы или интересной телепередачи, если твой ребенок просит у тебя совета или помощи в чем-либо для него действительно важном?

Результаты теста.

Если, сложив все цифры, полученные за ответы на вопросы, сумма будет:

130 – ты идеальный отец (настолько идеальный, что мы сомневаемся, на все ли вопросы ты ответил искренне).

100-129 – ты очень хороший отец, сознающий важность своих обязанностей.

80-99 – в общем, ты хороший отец, хотя допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.

60-79 – к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным отцом. По-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо.

Менее 59 – увы… Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто "иногда" делаешь то, что должен делать постоянно или делаешь постоянно то, чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чем они могут рассчитывать на тебя.

Менее 30 – мы сочувствуем твоим детям.

за 2012 -2013 учебный год

В 2012-2013 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:

1. Систематизировать работу по формированию у дошкольников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья посредством театрализованной деятельности.

2. Развивать познавательно-речевую деятельность с помощью сказко-терапии.

3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп - 7. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:

Критерии

Количество семей

Общее количество семей:

Неполных

Многодетных

Проблемных

Опекунство

Образовательный уровень родителей:

Средне-специальное

Неполное среднее

Социальный состав

Служащие

Предприниматели

Неработающие

Жилищные условия

Удовлетворительные

В течение 2012 - 2013 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом : диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.

Развивающая работа с детьми

1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 22 человека. В процессе наблюдения были оформлены адаптационные листы

Г.Н. Дмитриевой, анализ показал:

Легкая степень адаптации у 36,5% детей;

Адаптация средней тяжести у 59% детей;

Тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.

В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книгам Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет» и Е.Н. Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.

Сравнительный анализ адаптации детей

Учебный год

Начало учебного года (в %)

средней тяжести

2. В период с сентября по май месяцы велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 60 человек, по программе Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: во 2-й младшей группе – 22 занятия, в средней – 23.При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

3. В начале учебного года (октябрь) с детьми 5 - 7 лет была проведена диагностика по эмоциональной сфере Л.П. Стрелковой, которая показала, что дети дошкольного возраста не до конца распознают эмоциональное состояние сказочных героев, людей и даже своё. Испытывают затруднения в выражении эмоций пантомимикой и жестами, затрудняются в узнавании графического изображения эмоций. Поэтому в период с ноября по апрель велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 51 человек, по авторизованной программе «В стране эмоций» с целью расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 25 - 30 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: в старшей группе - 24 занятия, в подготовительной – 21. Результаты повторной диагностики на конце года показали, что развивающие занятия по данной программе расширили у детей представление об основных эмоциях: «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость». Они научились распознавать эмоции по внешним сигналам (мимике, пантомимике, жестам, вербально), замечать настроение природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 5 - 6 лет

Демонстрация заданной эмоции

Пантомимикой

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Воспринимают графическое

изображение эмоций

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 6 - 7 лет

Демонстрация заданной эмоции

Пантомимикой

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Воспринимают графическое

изображение эмоций

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

4. В октябре 2012 года с детьми подготовительной к школе группы использовалась диагностика Керна - Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. Обследован 21 ребёнок.

Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.

Условно готовы к началу обучения – 31% детей;

Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программам Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

В период с октября по апрель проведено 27 групповых занятий, в количестве 5 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 25-30 минут в в кабинете психолога. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводилась с 2 детьми (Никита К., Дима П.), 2 раза в неделю по 20-25 минут. После окончания цикла занятий у детей повысился уровень интеллектуального развития.

Повторная диагностика на конце года по методике Н. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» показала:

Готовы к началу регулярного обучения – 67% детей;

Условно готовы к началу обучения – 28% детей;

Не готовы к началу регулярного обучения – 5% детей.

Результаты уровня готовности детей к обучению в школе

Не готовы

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

5. Согласно годовому плану в декабре в старшей группе была проведена диагностика Я.Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной с целью выяснить избирательные отношения между детьми в группе. Результаты диагностики показали, что у детей старшей группы не сформированы навыки межличностного общения.

Индекс групповой сплочённости у 60% детей.

Индекс изоляции у 40% детей.

Поэтому в период с января по март месяцы велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы, в количестве 30 человек по программе тренинга общения «Страна понимания» Р.Р. Калининой с целью развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-25 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено 12 занятий. Данная работа по программе дала детям возможность раскрыть свой внутренний мир. Они научились делиться своими проблемами, слушать и слышать другого, учитывать и уважать интересы других, находить общие решения в конфликтных ситуациях, помогать друг другу.

6. В январе с детьми подготовительной и старшой групп была проведена диагностика О.В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 44 ребёнка, результаты диагностики показали:

Завышенная самооценка у 59% детей;

Адекватная у 27% детей;

Заниженная у 7% детей (Слава К., Вика Л., Алёна М.;

Низкая самооценка у 7% детей (Настя М., Оля Я., Артём Я.).

У большинства детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Но есть дети, которые находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. У них не сформированы положительные межличностные отношения с воспитателями – 27%, сверстниками – 31%, с родителями –27%.

Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с ребёнком и как повышать его самооценку. С детьми, у которых заниженная и низкая самооценка в период с февраля по март велась групповая коррекционно-развивающая работа по программе Л.И. Катаевой «Работа психолога с застенчивыми детьми» с целью формирования адекватной самооценки, повышать уверенность в себе.

Занятия проводились в кабинете психолога 2 раза в неделю по 20-25 минут, всего в рамках программы было проведено 15 занятий. После окончания занятий дети начали выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, поверили в свои силы. Повторная диагностика показала, что у детей адекватная самооценка.

7. В течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа:

С повышенной тревожностью – 1 ребёнок (Саша З.);

С гиперактивными детьми – 5 детей (Илья В., Миша Л., Олег Б., Никита К., Ярик Ш.);

С замкнутыми детьми – 2 ребёнка (Вика Л., Андреана К.);

С агрессивными – 3 ребёнка (Никита Н., Русик А., АнтонХ.);

Познавательная сфера –5 детей (Кирилл Б., Дима П., Вика В., Артём Б., Настя М.);

Со страхами - 1ребёнок (Деля Л.);

По развитию мелкой моторике - 2 ребёнка (Игорь К., Никита К.).

Детско-родительским отношениям – 5 детей (Артём Ц., Ариша М., Диана С., Олег Б., Даша Б.);

Повышать самооценку – 5 детей (Слава К., Настя М., Оля Я., Артём Я., Алёна М.).

В рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными), Л.И. Катаева «Застенчивые дети», Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?», Е.О. Севостьянова «Хочу всё знать!», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке».

8. В течение прошедшего учебного года было проведено три заседания ПМПк ДОУ, из них 3 плановых по проблемам детей с нарушением речи.

Со всеми специалистами ДОУ составляли индивидуальные маршруты для детей с низким интеллектуальным развитием и сопровождали их динамику в течение учебного года.

К заседаниям мною проведены обследования детей по познавательной сфере. Использовала методику С.Р. Немова и практический материал

С.Д. Забравной с целью определения уровня интеллектуального развития. В начале года было опрошено 18 детей 5-7 лет.

Уровень интеллектуального развития выше среднего у 12% детей.

Средний уровень интеллектуального развития у 54% детей.

Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 28% детей.

Не соответствует возрастным нормам - 6 % детей.

С детьми компенсирующей группы с нарушением речи в период с октября по апрель велась коррекционно – развивающая работа. Было проведено всего – 58 групповых занятий: в средней группе – 16, в количестве 3 человек, в старшей группе – 16, в количестве 8 человек, в подготовительной группе – 26, в количестве – 4 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-30 минут в зависимости от возрастных норм, в кабинете психолога. В работе с детьми использовала программу В.Л. Шарохиной и Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы, старшая и подготовительная группа» по развитию познавательных процессов.

Дополнительно проводилась индивидуальная коррекционно – развивающая работа с 5-ю детьми - Игорем К., Викой В., Артёмом Б., Кириллом Б., Никитой К. по программе Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и Е.О. Севостьяновой «Хочу всё знать!».

В конце года на вывод из логопедической группы было опрошено 9 детей 5-7 лет. Результаты диагностики представлены на ПМПк:

Уровень интеллектуального развития выше среднего у 33,3% детей.

Средний уровень интеллектуального развития у 33,3% детей.

Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 33,4% детей.

Результаты по развитию познавательной сферы

Учебный год

Уровень интеллектуального развития (в %)

Выше-среднего

Ниже-среднего

Не соответствует возрасту

В качестве неполноценной работы с детьми компенсирующей группы с нарушением речи можно отметить такие отрицательные моменты, как: непосещение детьми детского сада из-за болезней и пропусков, посещение школы искусств.

9. В этом учебном году с декабря 2012 года в ДОУ была введена новая вариативная форма дошкольного образования – группа ранней социализации «Карапузы» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, содействовать более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

Группу посещали 19 детей в возрасте с 1 года до 2 лет. Занятия проходили 1 раз в неделю по средам с 11.30 до 12.00 часов, в музыкальном зале совместно с родителями и специалистами ДОУ. Все занятия проходили в игровой форме с использование нетрадиционных форм работы с детьми. В работе с детьми использовала программы: И.В. Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад», Н.В. Соколовская «Адаптация ребёнка к условиям детского сада».

10. В период с января по апрель месяцы велась просветительская работа среди старшеклассников МОУ Гимназии №4, мини-курс «Семейные ценности» с целью формирования семейных ценностей у старшеклассников. В нём принимали участие 10-ти классники, в количестве 15 человек.

Курсы проходили 1 раз в месяц на территории школы, в их классной комнате по 40-45 минут, отдельно с девушками и юношами. Всего было проведено 4 мероприятия: «Идеальный муж, идеальная жена», «Девушка, которая мне нравится; молодой человек, который мне нравится», «Что бы я взял из своей теперешней семьи; что я не хочу брать из своей теперешней семьи», «Семья и дети».

Результаты данной работы показали, что ребята определились с выбором своей профессии, стали коммуникабельными, задумались о взаимоотношениях друг с другом (юноши - девушки, девушки – юноши), о материальных и семейных ценностях.

Работа с родителями.

Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, тренинг, семинар-практикум, мастер-класс,консультации.

Групповые родительские собрания.

1. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

(1 младшая группа – 19.10.12 г.)

2. «Подготовимся к школе вместе».

(подготовительная группа – 26.10.12 г.)

3. «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада».

(группа ранней социализации – 21.11.12 г.)

4. «Игра в жизни ребёнка 2-3 лет».

(1-я младшая группа – 05.04.13г.)

5. Тренинг «Агрессивный ребёнок»

(старшая группа – 12.02. 13г.)

6. Семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

(подготовительная группа – 01.03.13 г.)

7. Мастер-класс «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе».

(подготовительная группа – 29.05.13 г.)

Индивидуальные консультации.

1. «Как помочь ребёнку в период адаптации?».

2. «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».

3. «Как бороться с истерикой».

4. «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи?».

5. «Как развивать интеллектуальные способности детей».

6. «Ребёнок с синдромом гиперактивности».

7. «Детские страхи».

8. «Как повышать самооценку?».

9. «Принципы общения с агрессивным ребёнком».

10. «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе».

11. Проблемы «детско-родительских» отношений.

12. Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.

13. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

В течение учебного года с родителями было проведено 50 консультаций. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в нарушениях «детско-родительских» отношениях.

Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2012-2013 учебном году. Результаты анкетирования показали:

Родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;

Оценивают работу детского сада очень высоко - 89%.

Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ

Учебный год

Удовлетворительно

Родителям нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей, подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит как семье, так и детскому саду.

Работа с воспитателями.

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы.

Выступление на педагогическом совете:

1. «Основные направления работы ДОУ на 2012-2013 учебный год»

Социальный портрет семьи - 30.08.12г.

2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»

Деловая игра «Театральный ринг» -22.11.12г.

3. «Итоги работы коллектива МБДОУ за 2012-2013 учебный год».

Результативность психологического сопровождения в ДОУ – 03.06.13г.

Психологическая помощь педагогическому коллективу:

1. Дискуссии «Имидж детского сада» - 22.11.12 г., «Взаимодействие воспитателей с родителями» – 13.12.12 г.

2. Семинар ДОУ «Использование в образовательном процессе средств театрализации» - практическая часть по психогимнастике «Теремок» - 30.01.13 г.

3. Тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния». – 14.03.13 г.

Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали сенсорную комнату для сохранения своего здоровья и самораскрытия.

Индивидуальные консультации:

1. «Как организовать педагогический процесс в период адаптации».

2. «Взаимодействие воспитателей с родителями».

3. «Тактика поведения педагога в ситуации служебного конфликта».

4. «Организация по проведению родительских собраний».

5. «Требования к проведению занятия».

6. «Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей»

7. «Гиперактивные дети».

8. «Детская агрессивность».

9. «Проблема детского онанизма».

10. «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».

11. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.

12. Методические консультации.

13. Встречи по личным вопросам.

В течение учебного года с педагогами было проведено 43 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей и средней групп.

Методическая работа.

1. Участие в районных мероприятиях :

  • Приняла участие в дискуссионной площадке педагогов-психологов. Обмен опытом работы, как участник краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Кубани-2012», Мостовской район, СОШ №30 - 30.08.12 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Работа психолога ДОУ по подготовке детей к обучению в школе в рамках реализации ФГОС». Выступила и провела практическая часть «Скоро в школу», Мостовской район, СОШ №28 - 20.12.13 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Медионасилие». Выступила и провела практическую часть «Компьюторная зависимость (диагностика, профилактика)», ДОУ №1 «Берёзка» - 21.03.13 г.

В этом году входила в состав жюри муниципального этапа конкурса «Педагог-психолог Кубани – 2013».

Самообразование.

  • Взаимодействие с психологами района.
  • Приобретение необходимой психологической литературы.
  • Изготовление методических пособий.
  • Дидактический и диагностический материал.
  • Наглядная информация для родителей и воспитателей.
  • Мультимедийные презентации.

Положительными моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила положительные отзывы, а также по проведению родительских собраний в ДОУ, на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Создала свой мини-сайт.

Наряду с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют результаты работы с детьми с нарушением речи, потому что они часто не посещали детский сад из-за болезней и пропусков, посещали школу искусств. Некоторые родители не принимают активное участие в развитие и воспитание своего ребёнка, ссылаясь на свою занятость.

Проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2013- 2014 учебном году необходимо:

  • содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ;
  • повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Педагог-психолог МБДОУ №11: (Н.А.Ерёмкина)

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

􀀹 физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

􀀹 психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

􀀹социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

􀀹дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Как относиться к результатам диагностики? (Советы родителям.)


Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:

􀀹 здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;

􀀹 уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;

􀀹 выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);

􀀹 знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;

􀀹 навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить.

Любовь Порошина
Презентация «Ознакомление родителей с результатами обследования психических процессов у дошкольников»

Мы живем в таком ритме, что не можем уделить достаточно времени своим родным, любимым. Помимо этого, очень много информации, которая сваливается на нас как ливень. Я предлагаю Вашему вниманию доведение информации до родителей в виде индивидуальных листов, в которых отображены результаты обследования педагогом- психологом . Листы выдаются родителям лично в руки на консультации педагога-психолога , либо воспитателем группы под подпись в «Листе ознакомления » .

В приёмной группы вывешивается «Сводная таблица по результатам обследования психических процессов ».

График консультаций располагается в приемной группы. Запись родителей на консультацию совершается следующим образом :

1. Педагог-психолог заполняет дату и время предполагаемых консультаций в первую графу.

2. Родители выбирают время , удобное для себя, записываются во второй графе и берут отрывной талон с собой.

В приемной группы также располагается папка педагога-психолога с рекомендуемыми играми на развитие психических процессов .

Индивидуальный лист с результатами обследования ребенка

Уважаемые родители !

Довожу до Вашего сведения результаты диагностики психических процессов .

У *** на высоком уровне сформированы :

представление пространства ребёнок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди» , «сзади» , «слева» и «справа» , как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы.

Наглядно-действенное мышление

Зрительная память.

Наглядно-образное мышление.

Сформированы согласно возрастной норме :

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Слухоречевая память

Но следует уделить внимание развитию представления о времени – допускает ошибки, как при определении дней недели, так и при определении времени суток.

Если у Вас есть вопросы, рада буду Вам помочь.

С уважением педагог-психолог Л . А. Порошина

Публикации по теме:

Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Проводим диагностику по методике "Экспресс диагностика в детском саду" Павлова Н. Н. Руденко Л. В. Диагностируем уровень развития психических.

Дидактическая игра как инструмент успешного развития основных психических процессов ребенка Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания.

Игры для развития психических процессов ребенка Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Ознакомление ребёнка с художественной литературой начинается с младенческого возраста. Мама, качая ребёнка, читает малышу пестушки, потешки.

Мастер-класс для родителей «Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 города Тюмени Мастер-класс для родителей на тему:.

Практикум для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре» Изучение национальной.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей