30.01.2024

Проект «народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации фгос» проект (подготовительная группа) на тему. Проект «народные промыслы, игрушки» (старшая группа) «Социально – коммуникативное развит


Актуальность проекта :

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Николаева Л.Н.

Потылицина Н.В.

МБДОУ «Снежинка»

2015г.

Тип проекта: познавательно - творческий;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:

  1. Работа с детьми (теоретическая и практическая);
  2. Работа с родителями;
  3. Создание развивающей среды.

Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент.

Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.

Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.

Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

  • Развивать художественно-творческие способности детей.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству России, Якутии.
  • Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
  • Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
  • Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
  • Составление плана создания развивающей среды;
  • Совместно с родителями создание мини – музеев по народно – прикладному искусству;

Основной этап.

Работа с детьми

Совершенствование развивающей среды группы

Сентябрь - октябрь

Серии бесед:

«Золотая хохлома»,

«Игрушки не простые – глиняные, расписные» (Дымковская роспись),

«Васильковая гжель»,

«История возникновения городецкой росписи»,

«Якутский орнамент»,

Работа с родителями: изготовление костюмов к Дефиле «Народная роспись в одежде». (Ко Дню Матери)

Приобретение, изготовление наглядных материалов (альбомы, тематические картинки, плакаты с элементами росписи );

Разработка мнемотаблиц для рассказывания;

Создание в группе уголка «Народные промыслы»;

Использование народных росписей в оформлении книжного уголка.

Ноябрь - декабрь

Дымка

Рисование «Цирковое представление дымковских игрушек»

Лепка из теста «Нарядные лошадки»

Д/Игра «Платье для барышни»

Обогащение уголка творчества материалами для декоративного рисования, лепки по мотивам народных промыслов;

Групповое новогоднее оформление в стиле народного искусства;

Январь

Хохлома

Ручной труд «Веселый хоровод» (кукла из фантиков)

Декоративная роспись на ногтях - изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Салон Красоты»

Изготовление атрибутов и разработка сюжетно –ролевой игры «Салон Красоты».

Февраль – март

Гжель

Рисование «Кокошник для Царевны - лебедь»;

Роспись посуды; Конструирование «Гжельский головной убор»

Оформление приемной с элементами народной росписи;

Оформление мини музея «Народные умельцы»

Апрель

Конкурс «Народная игрушка» (изготовление игрушек из соленого теста)

Изготовление оберега по мотивам якутских узоров (ткань)

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Ярмарка»;

Май

Городец Роспись «Доски не простые – веселые расписные»

Изготовление атрибутов для Сюжетно – дидактической игры «Ателье»

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов проекта;
  2. Оформление экспозиции «Народные промыслы» в музее;
  3. Разработка методического комплекта «Знакомство с народными промыслами».

Место проведения проекта:

  • Подготовительная к школе группа «Колокольчик»;
  • Музыкальный зал;
  • Изостудия;
  • Музей;
  • Методический кабинет.

Внешние связи:

  • Алданский краеведческий музей – организация экскурсий,
  • Районные СМИ - освещение проекта.

Ожидаемые результаты:

Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям.

Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества.


Старшая группа

Сентябрь.

1. Анкетирование: «Какое место в семье занимает народное творчество».

2.Родительское собрание.Тема: « Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

3.Уголок для родителей. Папка-передвижка «Виды росписи.

4.Беседа с родителями: «Значение создания предметно - развивающей среды для детей в группе».

Октябрь.

  1. Беседа с родительским комитетом: «Создание предметно - развивающей среды для детей».
  2. Консультация: «Декоративно - прикладное искусство России».
  3. Уголок для родителей. Советы: «Как научить ребенка рисовать».
  4. Консультация: «Общие вопросы развития творческих способностей у детей».

Ноябрь.

  1. Беседа с родительским комитетом о необходимости изготовления русских - народных костюмов для детей.
  2. Родителям на заметку: «Творческое развитие ребенка».
  3. Уголок для родителей « Знакомим детей с народными приметами осени, стихами и загадками».
  4. Консультация: « Использование русских народных игр в семье».

Декабрь

  1. Уголок для родителей. « Поиграем вместе!» - картотека народных игр.
  2. Консультация: « История появления русской матрешки».
  3. Консультация: «Педагогическая ценность работы по изготовлению матрешек детьми дошкольного возраста».
  4. Творческая выставка детских работ, созданных вместе с родителями: «Такие разные матрешки».

Январь

  1. Уголок для родителей: «Знакомим детей с народными приметами зимних месяцев, стихами и загадками».
  2. Консультация: « Народный промысел - «Золотая хохлома».
  3. Памятка для родителей: «Художественно эстетическое развитие детей в семье».
  4. Творческая мастерская. Мастер - класс для родителей « Дымковская барышня».

Февраль

  1. Уголок для родителей. Фоторепортаж «Делимся семейным опытом. В каждой семье свои традиции».
  2. Консультация: «Это чудо - голубая Гжель. Рассказ об истории возникновения промысла».
  3. Конкурс: «Лучший пирог по бабушкиному рецепту».
  4. Фоторепортаж « Богатырский сказ» - подарок папам на 23 февраля

Март

  1. Консультация: «Веселый Городец. История возникновения городецкой росписи».
  2. Творческая мастерская. Мастер - класс для родителей: « Жостовский букет на подносе».
  3. Консультация: «Вологодское кружево. История создания народного промысла».
  4. Познавательно - тематический вечер для родителей: «Россия мастеровая».

Апрель

  1. Консультация:«Платки и шали с Павлово - Посада».
  2. Фоторепортаж занятия с детьми« Шаль для красавицы весны…»с использованием нетрадиционных техник рисования.
  3. Конкурс « Святая Пасха». Творческие поделки вместе с детьми.
  4. Уголок для родителей. Оформление стенда « Мы за чаем не скучаем».
  1. Уголок для родителей: «Знакомим детей с народными приметами весны, стихами и загадками».
  2. Консультация «Промысел родного края. Касимовская хохлома».
  3. Посещение вместе с детьми музея г.Касимова «Русский самовар».
  4. Родительское собрание. Заседание за круглым столом. Тема: Представление проекта «Народные промыслы».

Перспективный план по работе с родителями

Подготовительная группа

Сентябрь

  1. Оформление стенда - коллажа «2014 год - год культуры».

Октябрь

  1. Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи»
  2. Консультация «Влияние народных промыслов (дымка) на эстетическое воспитание дошкольников»
  3. Родительское собрание. Тема: « Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства».

Ноябрь

  1. Памятка «Хотите воспитать гения?»
  2. Консультация: « Мини- музей «Русская изба» - как метод приобщения дошкольников к истории».
  3. Беседа с родительским комитетом: « Пополнение мини - музея ДОУ предметами быта русского народа».

Декабрь

  1. Консультация: «Особенности матрешек разных народных промыслов».
  2. Памятка для родителей: «Одаренный ребенок».
  3. Буклет «Образцы декоративной росписи».
  4. Беседа «Что это значит- креативный ребенок?»

Январь

  1. Беседа с родительским комитетом «Готовим дымковские костюмы к вечеру - развлечения».
  2. Фоторепортаж с праздника «Рождество Христово»

Февраль

  1. Рекомендации для родителей: «В музей с ребенком».
  2. Уголок для родителей. « Народный праздник - Широкая масленица».
  3. Фоторепортаж «Масленица. Проводы зимы».
  4. Творческая гостиная «Обучение родителей элементам Хохломской росписи».

Март

  1. Советы родителям: «Как смотреть произведения искусства».
  2. Уголок для родителей. «Учим с детьми скороговорки».
  3. Консультация: « Воспитание детей на традициях русской культуры».
  4. Беседа с родителями: «Готовимся к Пасхе».

Апрель

  1. Познавательно - тематический вечер для родителей:

« Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество».

  1. Совместная с детьми творческая выставка «Святая Пасха».
  2. Консультация: « Писанка - символ солнца и добра».
  1. Подготовка и участие в празднике « Ярмарка».

Актуальность.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, придумывать сказки. Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

Цель.

С самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим. Повышать компетенции воспитателя в вопросах развития способностей дошкольников посредствам знакомства с народными промыслами.

Задачи.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщённых знаний и умений:

Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов) ;

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии

Этапы работы:

Изучение литературы:

1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 1983 г.

2. Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995 г.

3. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 1992г.

4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984 г.

5. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 1999 г.

6. Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 1993г.

7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись но дереву. – М., 1993 г.

8. Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992 г.

Посещение городских художественно-эстетических методических объединений

Пополнение материалов для непосредственно образовательной деятельности

Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»;

Оборудования для нетрадиционного рисования (кисти, краски) ;

Набор матрёшек;

Расписные тарелочки.

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию.

1. «Электронная библиотека книг» http://www.knigka.info

Работа с родителями:

1. Консультация на тему «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

2. Выставка поделок «Народные умельцы».

Творческий отчёт о проведённой работе.

www.maam.ru

Ознакомление дошкольников с национальной культурой. Дидактическая игра «Знатоки народного промысла»

Уважаемые коллеги! Известно, что игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность, которая является средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Исходя из этого, я решила сделать мир ребенка чуточку интереснее. Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей, формирование разнообразного сенсорного опята. И так как я стараюсь развивать творческие способности, мне пришла в голову идея дидактической игры по закреплению знаний у детей народных художественных промыслов.

Цель: закрепление знаний детей 5-7 лет о народных художественных промыслах, о цветовой гамме той или иной росписи.

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: по два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части; карточки с цветовой гаммой различных росписей и различными предметами народного промысла; фишки.

1вариант игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого, играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Правила игры: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

2 вариант игры: в игре принимают участие несколько детей. На столе лежат карточки-образцы цветовой гаммы. Ведущий показывает изделие народного промысла, а дети должны поднять карточку с цветовой гаммой, присущей этой росписи. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого фишек больше.

Правила игры: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее найдет цветовую гамму той или иной росписи.

3 вариант игры: ребенку предлагается 4-5 карточек с предметами. Следует найти лишний предмет и объяснить: почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку. Победителем станет тот, кто соберет больше фишек.

Правила игры: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

В дидактических играх ребенок учится видеть, понимать окружающий мир, переносить увиденное, услышанное в свое творчество, и, наоборот, новые знания и умения переносить в игру. В этом и состоит главная связь между дидактической игрой и изобретательностью.

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами, как это делаю я!

www.maam.ru

Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе; программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. и комплексные занятия в подготовительной группе детского сада под редакцией Бондаренко Т. М. мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Цель: создание и апробация рабочей программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами.

1. Изучить особенности народных промыслов России.

3. Реализовать программу и выявить результативность проведенной работы.

Базой для проведения работы стала подготовительная группа МДОУ Некоузского детского сада общеразвивающего вида № 2.

Практическая значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.

Это комплексная программа по ознакомлению детей с народными промыслами, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Для этого разработано календарно – тематическое планирование по декоративно-прикладному искусству, которое включает в себя: темы занятий, их программное содержание и оборудование, а материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов.

Особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества и инструментов для рисования. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства и их изображения.

Цель программы: формировать основы художественной культуры ребенка через приобщение их к декоративно-прикладному искусству России через ознакомление с народными промыслами.

Основные направления работы с детьми:

1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства.

3. Формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения:

1. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

2. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.

3. Формировать умение различать и называть знакомые народные игрушки, их особенности.

4. Учить видеть красоту узоров и особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор) .

5. Учить выделять средства выразительности: элементы, их чередование, цвет, колорит росписи,

6. Учить составлять узоры на основе изученных видов декоративно-прикладного искусства.

7. Формировать умение передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию.

Формой подведения итогов реализации программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, выставках посвященных русскому народному творчеству.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.

После рассмотрения теоретических аспектов данной темы, создания программы по приобщению старших дошкольников к искусству России и ее реализации можно сделать выводы:

1. дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;

2. дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;

3. воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;

4. дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

5. занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;

6. продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;

7. дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;

8. произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Праздник о народных промыслах России "Добрым людям на загляденье"

Русские матрешки в сарафанах ярких, Хохломские ложки - лучше нет подарка. Дымковские барыни, кони, петушки И Павловские все в цветах платки

Припев:

Русский сувенир покорил весь мир.

Синь озер голубых, белые снега Подарила гжели матушка-земля. Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

Припев:

Русский сувенир покорил весь мир.

VI. Абрамцево-кудринская, или хотьковская, резьба по дереву.

2 Ведущий:

Места эти древние, заповедные, сказочные… Может быть где–то здесь, на зеленом берегу тихой реки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Алёнушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались в даль: не покажется ли где дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском…

1 Ведущий:

В дремучих лесах искали люди спасения от набегов жестоких степняков. Издавна стоял здесь небольшой городок-крепость Радонеж, в котором некогда родился самый почитаемый русский святой Сергей Радонежский – основатель знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

2 Ведущий:

Умелые мастера жили в окрестных селах. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцево, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель.

Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.

1 Ведущий:

Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем–то напоминал узор народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде.

Разные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки и ларца, вазы и ковша.

2 Ведущий:

Кроме резьбы по дереву, абрамцевские художники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.

VII. Заключение.

1 Ведущий:

У нас сегодня в городе мастеров прошла чудесная выставка, на которой мы вместе с вами увидели чудесные товары разных городов. И узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях.

2 Ведущий:

Хохлома, Дымка, Городец… Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.

Звучит песня

Виды детской деятельности: непосредственная образовательная деятельность, индивидуальная работа.

Обеспечение проекта: изделия мастеров народных промыслов, иллюстративно-демонстрационный материал, художественная литература, народные песни, танцы и стихи.

Реализация проектасостоит из 4 блоков:

1блок - Дымковская игрушка.

Познакомить детей с видом декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка; познакомить с происхождением данного промысла; познакомить с элементами Дымки: линия, точка – горошины; учит выполнять элементы Дымки в технике квиллинга (« Ролл», « Завиток») и составлять из них узор; формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства; закреплять умения создавать оттенки основных цветов, развивать чувство цвета при составлении узора, формировать эстетический вкус.

Итоговое мероприятие: выставка работ детского творчества « Красота Дымки».

2 блок – русский народный промысел Гжель.

Познакомить детей с видом декоративно-прикладного промысла – Гжель, его историей; учить выделять характерные особенности: основные элементы, цвет; учить выполнять гжельские элементы из бумаги: «завитки» (восьмерочка, веточка, рожки) , « спираль», «ролл», «глаз», «капелька» и т.д. ; формировать умение детей составлять гжельские узоры из элементов квиллинга; приобщать к истокам русской культуры.

Итоговое мероприятие: выставка работ детского творчества « Голубая сказка – русская гжель».

3 блок – русский народный промысел Хохлома.

Расширять знания детей о народном искусстве – золотой хохломе; учить детей в росписи выделять характерные элементы данного узора « ягодка», « листочек», «травинки»; учить детей из полос бумаги выполнять простые хохломские элементы в технике квиллинга: « Завитки» (восьмерка, веточка, рожки) , «Спираль», « Полумесяц», « Ролл» и т.д. ; формировать умение составлять хохломские узоры из элементов квиллинга; формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.

Итоговые мероприятия: выставка работ детского творчества « Золотая хохлома».

4 блок – русский народный промысел – Городецкая роспись.

Познакомить детей с русским народным промыслом – городецкой росписью; познакомить с происхождением данного промысла; учить выделять характерные элементы росписи: учить выполнять элементы росписи в технике квиллинга: «капелька», « лепесток», « спираль», «цветок»; формировать умение детей составлять из элементов квиллинга городецкие узоры.

Итоговые мероприятия: выставка работ детского творчества « Городецкая красота».

Вариативность организации развивающей среды:

Народные песни, танцы, русский фольклор, одежда или элементы одежды4

Ярмарка мастеров(совместная работа родителей и детей) ;

Выставки работ детского творчества;

Родительское собрание на тему: « Чудесные узоры» с обсуждением результатов анкетирования « Народное искусство в жизни вашей семьи».

Стихи о народных промыслах России;

Выставка изделий народных промыслов, принесенных родителями из дома;

Рассматривание костюмов, фотоальбомов, иллюстраций, детских работ.

Папка-передвижка: « Русские мастера России».

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Составитель-Шишкина О. В. , воспитатель МБДОУ комбинированного вида №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчествопредставляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры?

Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнкуеё содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка.

Будет ли это изображение коня, птицы, человекавсё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушкадо того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнаментвсё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую.

Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубоватосиними широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки.

Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

    Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

    Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративноприкладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человекчасть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративноприкладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Материал doshvozrast.ru

Авторская программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре

Задачи Дымковская игрушкаПознакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек.

Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.Филимоновская игрушкаПознакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора.

Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.Богородская игрушкаПознакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

Старшая группа

Дымковская игрушкаПродолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы.

Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.Городецкая росписьПознакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.Гжельская росписьПознакомить с промыслом - "гжельская керамика".

Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.Полхов-МайданПознакомить с промыслом Полхов-Майдана.

Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

Подготовительная к школе группа

Дымковская игрушкаУчить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням) .Хохломская росписьДать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра) . Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частейКружевоПознакомить с кружевами вологодских мастериц.

Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формыЖостовская росписьПознакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет.

Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.Гжельская росписьПродолжать знакомить с элементами гжельской росписи.

Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.Павловопосадские платкиПознакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.

Календарно-тематическое планирование по декоративно-прикладному рисованию (см.приложение 1 )

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная) . С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом..

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.) . Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

  1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
  2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
  3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Формы организации работы с детьми

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

  • один подлинный предмет (например, дымковский конь) ;
  • предметы одного вида (дымковские игрушки) ;
  • предметы одного образа (животные в дымковской игрушке) ;
  • сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации

в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.) , что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора,

композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки

Очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия

с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ

способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;

использование фланелеграфа

для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы,

называние элементов узора,действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...") ;

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца) , затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце) , потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков.

Детям средней группы предлагается сравнить две игрушки разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи. Детям старшего дошкольного возраста предлагается сравнить два изделия декоративно-прикладного искусства.

Диагностическое исследование проводится по подгруппам (5-7 человек)

Цель:

  • Cравнение двух игрушек (или изделий народных промыслов) и выполнение по их мотивам росписи:
  • Назвать вид народного искусства;
  • Описать каждую игрушку и изделие;
  • Сравнить две игрушки или два изделия, выделить сходство и различия;
  • Выразить свое отношение;
  • Выполнить узор по мотивам понравившегося изделия или игрушки на плоском силуэте.
  • Анализ уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводится по следующим показателям:
  • Называет игрушку (изделие) правильно - 3 балла, сомневается (ошибается, но в итоге называет правильно) - 2 балла, неправильно - 1 балл, не называет - 0 баллов;
  • Описывает достаточно полно - 3 балла, называет лишь некоторые признаки - 2 балла, неправильно называет - 1 балл, совсем не называет признаков - 0 балл;
  • Сравнение правильное и полное - 3 балла, правильное, но частичное - 2 балла, неправильное - 1 балл, не проводит сравнения - 0 баллов;
  • Ярко выражает свое отношение к произведениям искусства - 3 балла, необоснованное отношение - 1 балла, безразличное отношение - 0 баллов;
  • Выполнение узора на силуэте полностью соответствует - 3 балла, частичное несоответствие - 2 балла, большое несоответствие - 1 балл;
  • Техника исполнения - высокая - 3 балла, средняя - 2 балла, низкая - 1 балл.

Шкала уровней

Нулевой уровень (от 0 до 2 баллов) .

Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не может сравнить по признакам. Не может выразить своего отношения. Узор не соответствует стилю росписи.

Низкий технический уровень исполнения.

Низкий уровень (от 3 до 7 баллов) .

Называет только один вид росписи. Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражает необоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись.

Технические навыки средние.

Средний уровень (от 8 до 13 баллов) .

Ребенок называет оба вида росписи. Описывает только характерные признаки. Указывает только по одному признаку различия и сходства.

Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Вносит изменения в цвет и элементы узора. Высокая техника исполнения.

Высокий уровень (от 14 до 18 баллов) .

Называет оба вида росписи. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам.

Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, "заочные путешествия" и "заочные экскурсии" в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Перспективный план работы с родителями (см. приложение 2 )

Ресурсное обеспечение

Для работы с детьми по программе "Волшебная кисточка" необходимо иметь:

  1. Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)
  2. Гжельские изделия (посуда, фигурки животных) .
  3. Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта) .
  4. Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.
  5. Павловопосадские платки.
  6. Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
  7. Дидактические игры по мотивам народного творчества.
  8. Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
  9. Раскраски по декоративно-прикладному творчеству

Проектная деятельность в старшей группе

Народная игрушка - носитель информации

и средство воспитания.

«Народная игрушка является

Неисчерпаемым источником мудрой

и творческой педагогики».

(Е.А. Флерина - педагог, специалист в области дошк. воспитания)

Тема: «Народные промыслы, игрушки».

Актуальность проекта. Игрушка - это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дата проведения: 3 неделя марта (14.03.2016-18.03.2016)

Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами, игрушками.

Задачи . - Познакомить детей с народными промыслами, с прекрасными творениями народных умельцев дымковских, городецких игрушек, видами русской матрёшки.

Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Народные промыслы России», презентации «Русская изба», «Богородская игрушка».

Ожидаемые результаты:

У детей проявляется заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.

У детей сформированы представления о традициях, культуре народа.

Развиты творческое воображения, творческое мышление.

Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап - сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Основной - познавательный, практический. Проведение тематических занятий.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Заключительный - презентация проекта.

Подготовительный этап выставки совместных игрушек из природного материала родителей и детей.

Анализ результативности анкетирования родителей.

Презентация проекта.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Основной этап

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Экскурсия в «Русскую избу» (просмотр видео)

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».

Рассматривание альбомов, игры с народными игрушками.

Слушание русской народной музыки и песен.

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

Заключительный этап

1.Выставка совместных работ детей и родителей из прородного материала

  1. Выставка детских работ

3.Анализ результатов анкетирования.

Циклограмма комплексно – тематического планирования работы с детьми подготовительной группы

Тема недели: Народные промыслы

Сроки реализации____________________________

Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка


Виды деятельности

Задачи

Формы организации детско-взрослого взаимодействия

Взаимодействие с семьями воспитанников

Игровая


  • Обогащать содержание
сюжетных и театрализованных игр детей на основе знакомства с народными промыслами.

  • Способствовать отображению
детских впечатлений от посещения музея, выставок народно – прикладного искусства, сюжетов видео – фильмов, телевизионных передач, и др. в игре.

  • Закреплять знания о видах
народных промыслов.

  • Воспитывать умение узнавать
и выделять характерные признаки декора, элементов росписи и цветосочетания.

  • Использовать продуктивную
деятельность в создании необходимой игровой среды.

1.Сюжетные игры:

- «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»;

- «Выставка»,

- «Художественная мастерская» ,

- «Ярмарка»,

- «Магазин сувениров».

2.Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146);

3.Театрализованные игры:

- настольный театр «К нам гости пришли»

(с использованием филимоновской игрушки) (1),

- инсценировки по сказкам «Вершки и корешки»,

«Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»),

- на основе произведений народного фольклора.

1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.
2. «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».
3.Придумать и составить кроссворд (ребус) по теме

Познавательно – исследова-тельская


  • Формировать яркие художественные образы через посещение музеев, выставок, рассматривание репродукций, иллюстраций, альбомов, книг. Обогащать зрительными впечатлениями.

  • Развивать познавательный интерес к народному искусству, народным умельцам.

  • Способствоватьразвитию мыслительной деятельности.

  • Развивать умение высказывать доказательные оценки и суждения увиденного, обогащать словарь.

1.Наблюдения в природе:

- За красивой формой листьев.

- За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями;

- морозные узоры на окнах.

2.Экскурсии и целевые прогулки:

в музеи и выставки народных промыслов

- музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал.

3. Коллекционирование:

(наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.).

4. Рассматривание:

- альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9);

- картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»;

- книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич);

- репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги,

- иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева»,

Предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда».


1.Организация экскурсий с участием родителей.
2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»;
3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок».
4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней.

Коммуникативная


  • Продолжать знакомить детей
историей возникновения народных промыслов, их видами.

  • Учить детей видеть красоту
народного искусства.

  • Углублять представления
детей об выразительных особенностях народных промыслов,

умение отличать один промысел от другого.

Развивать чувство

патриотизма, национальной гордости.


  • Воспитывать уважение к труду
и таланту мастеров

1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94);

«Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24);

2. Составление рассказов

(творческих, описательных): по игрушкам

(дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели»

3. Сочинение сказок:

«Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103);

4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов:
5.Разучивание русских народных пословиц и поговорок:


1

1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним)

2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.

Трудовая


  • Учить уважать свой и чужой
труд, бережно относиться к продуктам труда.

  • Обеспечить включение в
трудовые связи со сверстниками и взрослыми.

  • Стимулировать детей
самостоятельным действиям.

1 . Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности

2 . Индивидуальные и групповые поручения по теме.

3 . Задания : подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки.

4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др.

Чтение художествен-ной литературы


Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.

  • Расширять кругозор.

  • Приобщать детей к богатству
русской речи, обогащать речь детй средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами)

  • Связывать изобразительное
творчество народных мастеров с устным народным творчеством.

1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные».

2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён».

Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла»,

3. Стихотворенияя : А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70);

Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67);

4 . Сказки : «Иван Царевич и серый волк»,

р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,

1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек.

2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).

Продуктив-ная


  • Развивать умение применять
полученные знания о народном, декоративно – прикладном искусстве в практической деятельности, используя разнообразный материал.

  • Формировать эмоциональную
отзывчивость и интерес к народному искусству.

  • Способствовать развитию
творчества, активности, наблюдательности.

  • Будить фантазию,
воображение.

1.Рисование :

Орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61);

- «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72);

2. Лепка :

- «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов.

3 . Аппликация : коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99);

«Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104);

4.Конструирование :

- изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков;

Изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150)

- изготовление альбома по народному творчеству

- изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами

5. Выставка детских работ,

6. «Полочка красоты » : размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда,

1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской».

1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).

Музыкально – художественная

Двигатель

ная


  • Дополнить ознакомление
народными промыслами музыкальными средствами.

  • Формировать эмоционально
окрашенные чувства причастности к своему народу.

  • Способствовать более яркому
восприятию народно – прикладного искусства.

  • Повысить двигательную
активность детей

  • Создать положительно
окрашенную эмоциональную атмосферу

1.Слушание: Русская народная

песенка «Ой, ниточка тоненькая»

2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого)

3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»

4.Развлечение :

Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105);

5.Игра: «Прялица»

1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге»,

2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)


1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984

  2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

  3. Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.

  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

  5. Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

  6. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

  7. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  8. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  9. Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

  10. Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.

  11. Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.

  12. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.

  13. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.

  14. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.

  1. План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.

  2. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.

  3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.

  4. Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.

  5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.

  6. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.

  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.

  8. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.

  9. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  10. Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

  11. Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

  12. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.

  13. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

  14. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  15. Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.

© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей