09.08.2022

Развитие личности детей в различных видах деятельности. Влияние деятельности на развитие ребенка. Формирование личности ребенка в разных видах деятельности


Общепризнанным в отечественной психологии является положение о том, что развитие происходит в процессе присвоения индиви­дом общественно-исторического опыта людей. При этом «присвоение» не есть пассивное приспособление ребенка к сложившимся условиям окружающей жизни. Оно выступает как результат его активной деятельности, посредством которой он овла­девает общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования, которые постепенно становятся формами деятельности растущего человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).

Необходимо указать на исключительно важный момент: для того, чтобы правильно отражать окружающие явления и усвоить подлинные значения этих предметов ребенок «... должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», «воплощена».

Развитие психических процессов и свойств личности ребенка зависит от особенностей содержания и структуры его деятельности.

Все качества, свойства личности ребенка, и желания, и цели, интересы и способности проявляются и формируются в делах, в различных видах её активной деятельности. Именно в процессе активного усвоения общественного опыта ребенком раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) ребенок вступает в многочисленные и разнообразные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства и способности. В зависимости оттого, что и как ребенок делает, т.е. каково содержание его деятельности, от организации и условий этой деятельности и отношения самого ребенка к выполняемой деятельности, у него формируются определенные склонности, способности, черты характера, устойчивые привычки поведения. Личность ребенка формируется в деятельности.

Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в различных направлениях: производились изучения психологических особенностей игры, учения, труда и общения детей различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ре­бенка в целом.

Ведущее значение в младенческом возрасте имеет своеобразная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение – которая была выявлена в исследованиях М.И. Лисиной и её сотрудников. Оказалось, что наблюдаемый уже в первые месяцы жизни ребенка и описанный Н.П. Фигуриным и А.М. Щеловановым «комплекс оживления» - это особая форма эмоционального общения ребенка со взрослыми. Первоначально оно про­является как «пассивная» комплексная эмоциональная реакция на появле­ние взрослого с помощью мимически-выразительных средств (улыбка, движения, в большей степени хаотические и т.п.). При определенных усло­виях эти реакции перестают в систему активных действий, направленных на привлечение внимания окружающих, на общение с ними и т.д. (голосовая реакция, смех, плач и т.п.). Многочисленные факты, накоплен­ные в детской психологии, свидетельствуют, что непосредственно-эмоциональные общение играет очень важную роль в разви­тии и становлении личности ребенка.



К концу первого года жизни ребенка ведущее значение начинает приобретать предметно-манипулятивная деятельность, производимая совместно со взрослым. В ходе ее ребенок овладевает общественно сложив­шимися способами употребления предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В процессе действия с предметами и игрушками у детей интенсивно развиваются отдельные психические процессы, особенно восприятие и наглядно-действенное мышление. По мере овладения действиями с конкретными предметами дети начинают переносить эти действия на другие предметы, имеющие другое назначение в жизни. Происходит обобщение предметных действий. Тем самым создается предпосылка для перехода к игровой деятельности, которая становится ведущей в дошколь­ном детстве.

Игру необходимо рассматривать как форму «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мир человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности»1.

Большой вклад в формирование личности и развитие отдельных сторон психики ребенка вносит ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Роли, игровые действия, игровое употребление предметов и межличностные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры - все это составные части ролевой игры. Дети при помощи игровых действий, соответствующих принятым ролям, выражают отношение между людьми.

Таким образом, игра является особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия детей сферы жизни и отноше­ния взрослых, одной из форм подготовки детей к последующему участию в жизни общества.

Необходимо различать обще развивающее и узко дидак­тическое значение игры в развитии ребенка. Дидактическое значение сводится к приобретению новых представлений, навыков и уме­ний. Обще развивающее значение игры проявляется в возникновении но­вых по своему содержанию мотивов деятельности, формировании некото­рых общих механизмов познавательной деятельности и развитии произвольного поведения. Например, к концу дошкольного возраста возникает стремление стать взрослым, конкретным выражением которого является желание поступить в школу и начать выполнять серьезную общественно значимую деятельность.

Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные «механизмы» поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

В игре также развиваются детское воображение, способность оперировать символами и знаками, которые в обобщенном виде представляют или замещают реальные предметы и их отношения. Стремление к общественной оценке, развитое воображение и умение использовать символику служат основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Все познавательные сведения и умения усваиваются дошкольниками в форме игры (через богатую серию дидактических игр). Учение в этот период еще не стало самостоятельным компонентом дошкольного воспитания.

Учебная деятельность как специальная деятельность человека по усвоению теоретических форм мышления или более сложной формы опыта людей становится ведущей в младшем школьном возрасте. Она становится главным содержанием жизни ребенка, хотя определенную часть опыта ребенок усваивает в игре, общении, в предметных действиях. Учебная деятельность формируется в результате постепенной перестройки игровой деятельности, в процессе которой существенно изменяются мотивы поведения ребенка, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

По данным Л.И. Божович и других, учебная деятельность отличается от игры, прежде всего, своей мотивацией. Уже к концу дошкольного возраста игровые мотивы постепенно утрачивают для ребенка свою побудительную силу, и у ребенка возникает стремление к серьезной познавательной, общественно значимой деятельности. Однако социальный смысл учения открывается в процессе школьного обучения: дети постепенно начинают понимать, что не достижение каких-либо внешних результатов, а само совершенствова­ние путем усвоения новых знаний и приемов, развития способностей, не­обходимых для будущей деятельности, является главным в учебной дея­тельности.

Формирование в процессе учебной деятельности новых мотивов и новых задач ведет к коренному изменению внутренней позиции ребенка, переход от позиции «практической» или «утилитарной» к позиции «теоретической» или «познавательной».

Структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправлена, результативна, обязательно, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция и его самочувствие.

В силу этих особенностей учебная деятельность становится той деятельностью, которой формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающего от детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность, по мнению известного психолога В.В. Давыдова, является основой возникновения у младших школьников двух основ­ных свойств психических процессов – их произвольности, а также возмож­ности протекать «в уме», «про себя», что позволяет ребенку заранее плани­ровать свою работу.

О ведущей деятельности подросткового возраста нет единого мнения. В 60-е годы выдвинуто два предположения. Согласно одному из них, ведущим типом деятельности у подростка является общение, предмет ко­торого - другой человек, а содержание - построение взаимоотно­шений и взаимодействий с ним. Согласно второму, ведущим является общественно-полезная деятельность. Работы последних лет отдают пред­почтение последнему. Так, В.В. Давыдов указывает, что «ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общественно-полезная деятельность в любых её формах: производственно-трудовой, художест­венной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Все формы общественно-полезной деятельности, а главное, свободный переход от одной формы к другой, являются основой построения разных видов обще­ния» ().

Таким образом, общественно полезная деятельность, которая обеспечивает развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в разных системах является ведущей деятельностью подросткового возраста. Именно эти деятельности наиболее полно отвечают социальной ситуации развития подростка и его внутренней позиции.

В старших классах школы, по мнению некоторых исследователей, на передний план вновь выступает учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Происходит, согласно В.В. Давыдову, как бы возвращение к учению, но не просто к усвоению основ отдельных наук, а возможных областей профессиональной деятельности (дифференциация учебных интересов, более углубленное занятие какими-то учебными предметами).

Однако многие отечественные психологи единодушны, что проблемы самоопределения, поиска цели и смысла своего существования впервые возникают как актуальные и поэтому начинают играть роль важнейших факторов психического развития в период ранней юности.

«Основным психологическим новообразованием старшего школьника, – пишет В.В. Давыдов, – является самосознание, т.е. рефлексия на собственный жизненный путь и на принятые общественные ценности».

По мнению Л.И. Божович, выбор дальнейшего жизненного пути, са­моопределение, становятся для юношей и девушек тем центром жизнен­ной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы.

Ранняя юность – пора нравственного самоопределения. В эту пору мир идей начинается все более пристально сопоставляться с реальной жизнью, поведением других людей. Юноша как бы примеряет к себе то, о чем слышит, что видит вокруг: а как бы поступил я на его месте, смог бы, согласился бы и. т.д.

В пору юности – человек начинает сам сознательно строить свои идеалы. Вначале ставится вполне осознанная цель - найти свой идеал, а затем идет сложная внутренняя работа по созданию такого преднамеренного идеала. Переход к обобщенному идеалу – важнейший пункт для всего нравственного и психического развития личности в ранней юности. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо создаваемую нравственную позицию - стержень личности. Теперь эта позиция сама все более властно строит и преобразовывает юношу или девушку, все более определяет главные направления их душевного развития, а вместе с тем и конкретные черты их облика. У юношей и девушек интеллектуальная деятельность приобретает личный характер, что связано с самоопределением и стремлением их к выработке своего мировоззрения. По словам Л.И. Божовича, у них «есть настоящая потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, утвердить свое личное миропонимание, мировоззрение»1. Все это дает основание говорить о том, что деятельность самоопределения становится ведущей в этом возрасте.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Тема; - сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. .

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

  • - роль (главная, второстепенная);
  • - игрушки, игровой материал;
  • - игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком) .

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

Роль игры в развитии психики ребенка:

  • 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
  • 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека .

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека .

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка - все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой .

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет - прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности .

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра - лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру» Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Райгородский Д.Д. Психология личности. Самара, 1999. Т. 2. С. 193.. Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях человеческого знания (философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии). Большинством подобных определений подчеркивается интегративность понятия личности, подразумевает нечто большее, нежели совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от массы других Силичева О.В. Личность и механизмы ее формирования //Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. -- 128 с. (Сер. Философские беседы.) .

Личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни). Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой -- частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности Сычев Ю. В. Микросреда и личность. М., 1974. С. 192..

К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. С. 3.. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М.С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно «деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека» Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.. И именно «в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное». Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является «обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества», «сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом», классифицируется в четыре основных вида:

1) Преобразовательная деятельность (труд) -- все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

4) Коммуникативная деятельность (общение) -- социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. «Общение -- вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый».

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, «в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью». «Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности».

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. И, как уже отмечалось, «процессы трансформации личности» осуществляются в деятельности, вернее, в «сложнейшей совокупности» различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. Этот принцип деятельности, положенный в основу периодизации психического развития, был выдвинут в трудах школы Л. С. Выготского и его учеников (А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Р. Эльконина и др.). С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает. В настоящей статье не будет рассматриваться периодизация психического развития человека. Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М.С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

До года -- младенчество. Ведущий вид деятельности -- непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно -- непосредственное окружение ребенка -- микросреда.

От года до трех лет -- раннее детство. Ведущий вид деятельности -- предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия -- среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение со взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От трех до семи лет -- дошкольник. Ведущий вид деятельности -- игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4--5 годам уже закладываются основные черты личности.

Семь -- одиннадцать лет -- младший школьник; двенадцать -- пятнадцать лет -- подросток. Ведущий вид деятельности -- познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку «общество в конечном счете заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель». В связи с такой постановкой вопроса о формировании личности актуальным становится личностный подход в образовании, который «расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала». «В гуманистически ориентированном обучении процесс учения как нормальное саморазвитие личности и есть его результат». Подчеркивая субъектно-объектный характер обучения и «выгодность» взаимовлияния субъекта и объекта образования, В. В. Сериков заметил, что «любые педагогические успехи обусловлены актуализацией собственных сил личности учителя и учащихся».

Пятнадцать -- восемнадцать лет -- ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.

Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность -- преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности -- «действующего существа»25, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Таким образом, формирование личности -- сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. «Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как целокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру».

личность нравственный традиция дагестан

Ребенок - существо социальное, для которого среда выступает не только условием развития, но и его источником. С окружающим миром ребенок входит в бесконечное число отношений и в результате развивается. Эти отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника (схема 5.25).

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения.

Еще в возрасте 2-3 лет ребенок отделяет себя от других, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание (схема 5.26).

САМООЦЕНКА дошкольника (схема 5.27) формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка; а с другой стороны, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности:

  • ? в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • ? в грамотности переоценивает;
  • ? в пении недооценивает.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это ни делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего дети осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы (см. схему 5.27). Как взрослый оценивает ребенка и сверстников? Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный, а низкая самооценка. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Схема 5.25

Формирование личности дошкольника

Схема 5.26

Развитие самосознание дошкольника


Схема 5.27

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей

воспитания (по М.И. Лисиной)


Подмечено:

  • ? дети, выделяющие свое Я через деятельность- завышают свою самооценку;
  • ? дети, выделяющие свое Я через сферу отношений - самооценку чаще занижают;
  • ? дети, имеющие разный статус, положение в группе - по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети себя переоценивают.

Взрослый должен:

  • ? помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;
  • ? помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

  • ? в группе чувствуют себя увереннее;
  • ? активнее проявляют свои интересы;
  • ? ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Помогая ребенку повысить свою самооценку, взрослый тем самым помогает ему приобрести уверенность в себе и популярность в группе.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

?? Ситуация. Одни родители своих детей систематически недооценивают. Другие же, наоборот, переоценивают.

> В какой зависимости находится развитие самооценки ребенка?

Решение. Заниженная оценка оказывает отрицательное действие

на точность определения детьми результатов своих действий, часто влечет за собой недоверие, споры и даже отказ от деятельности.

Завышенная оценка оказывает двойное действие на поведение дошкольника:

  • ? искажает представление ребенка в сторону преувеличения результатов его действий;
  • ? мобилизует силы ребенка, стимулирует уверенность в достижении высоких результатов.

В образовании объективных представлений ребенка о себе важны точные оценки взрослого.

Формирование личности дошкольника происходит по следующим направлениям: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является образцом для подражания. К старшему возрасту формируется общественно значимое «надо». Напомним, что в младшем возрасте было личностное «хочу».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

?? Ситуация. В начале дошкольного периода возникает соподчиненность мотивов. Формируется сам механизм соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности.

> Одинаково ли у всех детей проходит этот процесс?

Решение. У разных детей появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоцентрические); у других - альтруистические; у третьих - направленные на достижение успеха.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений, дошкольники осваивают и новые мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

  • 1) мотивы поощрения, награды;
  • 2) мотивы, связанные с наказаниями;
  • 3) мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы. Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Среди разных мотивов в поведении детей выделяются различные доминирующие мотивы, эгоистичные, коллективистские и связанные с содержанием деятельности, Среди социальных мотивов - мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение ведут к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели (схема 5.28)

Схема 5.28

Целенаправленность действий дошкольника


  • ?? Ситуация. Миша (5 лет) начал лепить зайчика, но увидев, что Коля рисует, переключился на рисование. В другой ситуации Миша начал рисовать машинку, но в процессе рисования его цель изменилась и он нарисовал кораблик.

> С чем связаны такие действия Миши?

Решение. С тем, что Миша не умеет удерживать цель деятельности. Ему еще предстоит этому научиться под руководством взрослого.

ЧУВСТВА дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие: проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворенности, перенося на окружающих и на игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и субъективного переживания. Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия, пассивное состояние. Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны - это сигнал неблагополучного эмоционального состояния.

В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства - моральные эстетические, интеллектуальные. Складываются вычшие чувства на основе понятий «Плохо - хорошо», «красиво - некрасиво», и на основе познавательных потребностей.

Характерна слитность чувств:

ХОРОШИЙ - значит ДОБРЫЙ (моральные переживания);

ХОРОШИЙ - значит КРАСИВЫЙ (эстетические переживания);

ХОРОШИЙ - значит ИНТЕРЕСНЫЙ (интеллектуальные переживания)

При обучении анализу чувств и их оцениванию происходит дифференциация:

Нравственные чувства - гордости, стыда, дружбы и доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Когда пятилетняя девочка, говорит доктор Б. Спок, одевается в мамино платье, ее привлекает не платье - она хочет выглядеть, как мама, и чувствовать себя, как мама.

Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д. Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта.

?? Ситуация. У бабушки с дедушкой на даче летом были две внучки-дошкольницы, которые часто выражали свою любовь к ним. Но большее чувство любви и нежности девочки выражали своим родителям.

> Стоит ли бабушке ревновать внучек к их родителям?

Решение. Бабушка должна понимать, что дошкольницы проявляют большую любовь к своим родителям, какими бы они ни были. Это чувство проявляется в их рассказах о маме и папе, в их рисунках и приготовленных для них подарках.

?? Ситуация. У Димы (3,5 года) появился братик Алеша, к которому он начал ревновать маму. Это стало проявляется в том, что он перестал сам одеваться, чтобы привлечь внимание мамы, хотя уже делал это хорошо, и т.п.

> Как уменьшить чувство ревности Димы?

Решение. Доктор X. Дж. Джайнот рекомендует в период ожидания ребенка как бы предвидеть в разговоре с сыном (дочерью) проявление чувства ревности: «Братик не только принесет нам радость, но и потребует забот. Ты можешь подумать, что мама забыла о тебе, станешь ревновать ко мне. Тебе покажется, что я люблю только братика, а тебя разлюбила. Если тебе такое придет в голову, обязательно скажи мне об этом. Ты поймешь, что я люблю тебя». Обделен- ностью вниманием мамы может страдать и папа. Ситуация требует к себе особого внимания.

?? Ситуация. В экспериментах установлено, что у дошкольников часто появляются зависть и злорадство. В игре, например, неожиданно ребенок может крикнуть: «Не попадешь, не попадешь. Мимо!»

> Какова роль взрослого в такой ситуации?

Решение. Борясь с завистью ребенка, взрослый должен помочь завистнику занять достойное место среди товарищей, удовлетворить потребность быть наравне с другими.

Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад, при активном участии родителей быстро развиваются: дошкольники предпочитают красивые игрушки, одежду, картинки. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают чувство ритма.

К 5-6 годам дети овладевают навыками рисования, лепки, аппликации. Растет их наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве.

Развитие эстетических чувств во многом определяется художественными способностями тех, кто воспитывает детей. Взрослый может обучить ребенка тому, чем сам владеет. Поэтому детский сад с его возможностями предпочтителен в период дошкольного детства.

?? Ситуация. На даче при организации конкурсов среди 5-6-летних детей по изготовлению «тортов», «красивых столов» было проявлено большое художественное творчество. Судьям было трудно распределять призовые места между детьми.

> Какие ситуации могут возникать при распределении призовых мест?

Решение. При распределении призовых мест возникают обиды, так как каждый из участников конкурса считает свою работу самой лучшей. Поэтому приходится работу каждого выделять с хорошей стороны, учитывая индивидуальность ребенка, и всем присуждать призовые места.

Интеллектуальные чувства - удивление и любознательность возникают сравнительно рано, когда ребенок вместе со взрослыми строит башни из кубиков, удивляется их необычности, стройности и устойчивости («не падает»), удивляется тому, что велосипедист может проехать по вертикальной стене в цирке. В цирке вообще присходит множество удивительных вещей. Чувство удивления способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно»,- говорит взрослый и задает проблемные вопросы.

С большим успехом дошкольники решают изобретательские задачи в детском саду (см. приложение 3).

Праксические чувства у детей возникают в практической деятельности. Успешность и неуспешность ребенка в практической деятельности, во многом зависит от взрослых, их реакций.

?? Ситуация. Дети по-разному реагируют на деятельность, которая сопровождается разными успехами. Возникают разные чувства. У одних - чувство однообразия, они отказываются выполнять работу. У других - чувство трудности и неудачи, в результате отрицательное отношение к деятельности. У третьих - чувство беспомощности («не буду пробовать...»).

> Как поступать взрослому в данной ситуации?

Решение. Взрослый должен учитывать, что у детей по-разному происходит развитие способностей к деятельности. Давая задание нужно как бы «примерить» его к возможностям ребенка (задание должно быть выполнимым). Затем следует обеспечить появление положительных эмоций и успешный результат. Неприятные же переживания, связанные с деятельностью, могут сохраняться долго. Дети, чувствовуя неуверенность в своих силах, будут отказываться от любой деятельности. В таких случаях взрослый должен помочь ребенку ответить на вопросы, почему не получилось и что надо сделать, чтобы получилось?

Обеспечивая успех деятельности, можно вызвать положительные праксические чувства. Это важно для развития ребенка, его самооценки, мотивов его действий, отношения к сверстникам и т.д.

с нравственным развитием ребенка. Требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности (схема 5.29).

Схема 5.29

Эмоциональная сфера ребенка

Например, воспитатель в детском саду может:

А. Потребовать немедленно Б. Рассказать детям, какую радость

привести в порядок вызовет у малышей, которые

помещение после игры придут после них в чистую комнату

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1 .В процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохранится на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств - радости, нежности, сочувствия, гнева и др.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний, поэтому так важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

  • ? к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
  • ? к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
  • ? к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в обычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку, например страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
  • 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием музыки.
  • 3. При соответствующем возрасту виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
  • 4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, групповой комнаты), когда развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

акциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка становится иной. Ребенок усваивает «язык» чувств. Он выражает свои переживания с помощью мимики, улыбок, жестов, позы, движений и др. Дошкольник учится словами объяснять свое состояние («Я обиделся», «Я скучаю», «Я радуюсь»). Заметим, что и взрослому порой делать это трудно.

?? Ситуация. Угрюмые, раздражительные дети растут, как правило, в семьях, где родители по каждому поводу делают замечания, то и дело в чем-то обвиняют его.

> Будет ли ребенок стремиться вести себя по-другому?

Решение. Ребенок, которого наказывают, испытывает чувство беспокойства, унижения. Возникает чувство мстительности. Вести себя по-другому он не будет, у него нет навыков положительного поведения и соответствующих положительных чувств. Но постоянный страх перед наказанием способствует развитию пессимизма в личности ребенка.

?? Ситуация. В жизни дошкольника есть и радости, и огорчения.

> Нужно ли стараться, чтобы в жизни ребенка были одни радости?

Решение. Нет, не нужно. Должны быть и радости, и огорчения для мобилизации своих сил. Ребенок должен быть готов к такой жизни, какая она есть. При всех огорчениях у ребенка должно быть сформировано общее бодрое, жизнерадостное настроение. Внимание и оптимизм - главные источники, поддерживающие детскую радость.

Задание. Понаблюдайте за дошкольником.

  • 1. Что приносит ребенку радость:
    • ? в совместной деятельности с родителями;
    • ? совместной деятельности со сверстниками;
    • ? индивидуальной деятельности.
  • 2. Что приносит огорчения:
    • ? в семейных отношениях;
    • ? совместной деятельности с родителями;
    • ? индивидуальных занятиях,
    • ? задайте вопрос ребенку: «Что приносит наибольшие огорчения?» Воля. Психологи И. Раншбург и П. Поппер так выстраивают цепь

событий во взаимоотношениях между взрослым и ребенком.

Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка. С помощью языка он может сформулировать цель своих действий (спланировать их последовательность), соотнести с нравственными категориями. Произвольное действие вначале распределяется между взрослым и ребенком. Слово, выражающее просьбу, принадлежит взрослому. Овладев языком, ребенок уже сам себе отдает команды для осуществления действия. Протягивая руку к огню, говорит себе: «Нельзя» и убирает руку.

?? Ситуация. Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка.

> Когда слово, побуждающее ребенка к действию, приобретет сигнальное значение?

Решение. Слова «надо» и «нельзя», побуждающие ребенка к действию, приобретают сигнальное значение тогда, когда взрослый подкрепляет слово поощрением (хорошо, правильно) или порицанием (так нехорошо). У ребенка вырабатывается внутренняя цензура, с требованиями которой он начнет соотносить свои действия.

Если же взрослый говорит «нет», а ребенок убегает, не убрав игрушки, и такое невыполнение требования остается без последствий, то положительной привычки у ребенка не выработается.

Недостатки самоконтроля у дошкольников обусловлены:

  • ? слаборазвитым понятийным мышлением (не могут предвидеть всех последствий своего поведения и осознанно соотнести с ним свои действия);
  • ? тем, что основы нравственного поведения только усваиваются.

Взрослые и сверстники влияют на ребенка в процессе деятельности, в которой она имеет разные отношения, испытывает свои возможности и умения, оценивает себя, развивается как личность, приобретает навыков взаимодействия

Важнейшее значение для развития личности ребенка имеет игра. Выполняя роль взрослых, воспроизводя их-ню деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, я которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, общении между собой. Например, выполняя роль врача, ребенок пытается воспроизвести его заботливость и внимательность к больному тощщо.

Игра захватывает детей, заставляет их испытывать чувство других персонажей: сочувствовать больным, симпатизировать детям, уважать старших и т.д.. Интерес к игре, желание сыграть определенную роль побуждает детей выполнять неприглядные действия. Она является способом вхождения в реальную жизнь взрослых. Любое вмешательство взрослого в игру ребенка лишает его творческой силы, поэтому взрослым следует помочь ребенку создать условия для гргри.

Действия и отношения, которые дети разыгрывают соответствии с ролями, помогают им лучше понять мотивы поведения, поступки и чувства взрослых, но еще не обеспечивают их усвоение. В процессе взаимоотношений, открываю ются по поводу игры, при обсуждении ее содержания, распределения ролей, игрового материала и т.д. дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, поступаться своими интересами, работать ради и общего дела. Часто между ними возникают конфликты по поводу организации и проведения игры, вызванные неумением согласовывать свои планы и действия. В таких случаях им должен помогать воспитателюель.

Сложность игры, количество ее участников и согласованность между их действиями формируют требования к поведению детей, их взаимоотношений. Поэтому с усложнением игры повышается и их значение в развитии личности млад ей.

В большинстве игр роли детей неравноценны, среди них есть главные (воспитатель, врач, продавец) и второстепенные (няня, ребенок, медсестра, покупатель). Главные роли привлекательны для ребенка, поэтому, играя с л куклами, она обязательно исполняет главную роль в каждой группе есть дети, которые придумывают и организуют игры, распределяют роли, подсказывают другим нужны действия. Они, как правило, исполняют главные роли, х оч могут и уступить ими в пользу других детей. От них зависит и специфика взаимоотношений между всеми детьми в игре. Признание их сверстниками не вызывает никаких сомнений относительно их слов, действий и не создает ко нфликтних ситуаций. Иногда возможны проявления несогласия, борьба за лидерство, выяснение отношений с помощью силю сили.

Сила и содержание положительного влияния игры на развитие личности детей зависят от воспитателя, который при необходимости должен подсказать детям ее содержание, проследить распределение ролей, согласованность действий. При этом важ ливо, чтобы дети постепенно переходили к играм, которые требуют тесного взаимодействия участников, умение учитывать мнения друг друга. Особого внимания воспитателя требуют лидеры детских игр, использование доц ильних способов регулирования их поведения относительно других младей.

В продуктивных видах деятельности, при исполнении трудовых и учебных задач формируется направленность ребенка на получение результата, одобренного взрослыми и сверстниками. Этим результатом могут быть и рисунок, конструкция, убранное помещение, вскопанная грядка, решения арифметической задачи тощо.

Необходимость достижения результата приучает ребенка планировать свои действия, руководить ими, развивает ее волю, умение контролировать свое поведение на основе результата деятельности ребенок сравнивает свои умения и старания умеющего и стараниями ровесников. Сначала такое сравнение используют взрослые, позже, овладевая навыками самооценки, осознания собственных качеств и достижений, его выполняет младенцевна.

У дошкольников формируются новые мотивы поведения: выполнение, например, учебных задач способствует развитию познавательных мотивов (любознательность, стремление познать новое, интересы к различным отраслям деятельно ости т.п.), создают условия для развития их общих и специальных способностей.

Направленность на результат деятельности развивает трудолюбие ребенка, без которой невозможно достичь успеха. Стремление к признанию побуждает ее к новым достижениям, формирует внутреннюю настроенность на определенный в вид деятельностиі.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей