14.12.2023

Что такое научить ребенка учиться. Как научить ребенка учиться. материал на тему. Деловая игра "Покупаем путёвки"


Однажды на собеседовании мама первоклассника сказала такую фразу: «Наш папа не понимает, почему ребенка надо дополнительно обучать читать в школе скорочтения. По его мнению, ребенок должен пойти в школу и вернуться оттуда уже «наученный».
Я не писала бы об этом, если бы это было единичное высказывание.
Поколение родителей, которые учились в школе в период до 2003, года искренне не понимает - почему у детей сегодня такие проблемы.
Почему детей надо водить в какие-то школы скорочтения, тратить на это время и деньги?
Почему они не могут сами взять и прочитать?
Прочитать и пересказать – это ведь так просто!
«Нас ведь специально никто не учил этому, и они тоже сами научатся!» - так считают многие родители.

Да хотя бы потому, уважаемые родители, что когда вы учились, именно школа брала на себя обязательство - научить вас читать, писать, считать, пересказывать…. Сколько с тех изменилось всего и в системе образования и в окружающем нас мире!

«Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года.
Это что-то около пяти эксобайтов (прим. эксобайт это 10 в 16 степени байт) информации в день, если вы любите цифры.
Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях».

«Информационные цунами» захлестнули систему образования и ваших детей.
Система образования не справляется с таким информационным потоком.

Сегодня ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО УЧЕБЫ, традиционная школа переложила на вас, уважаемые родители.

Сегодня именно вы должны научить своего ребенка учиться.
Вы, конечно, стараетесь, помогаете - тратите все свое свободное время в сутках, чтобы помочь своему ребенку учиться.

Вот что сказала другая мама девочки первоклассницы, проходившей наш тренинг по скорочтению:
«Учитель настойчиво порекомендовала мне нанять репетитора, потому что я не знаю современных технологий обучения и непременно нанесу своему ребенку вред, если буду учить ее делать уроки по-своему».
Обратите внимание: девочка учится в 1 классе!

Благодаря своей деятельности, я очень много общаюсь с родителями.
Больше 70% детей занимаются с репетиторами. В среднем, ребенок занимается с 2-3 репетиторами.
И, даже переложив часть ответственности на репетиторов, вам, уважаемые родители, все равно приходится тратить все свободное время в сутках, чтобы помочь своему ребенку делать уроки .

Плюсы и минусы репетиторов

Как сказал Кен Робинсон, отрывок из книги которого, я разместила в статье «Как вырастить талантливого ребенка» - есть две категории людей. Одна категория делит людей на 2 категории, вторая категория не делит (шутка).

Я отношусь к первой категории и хочу показать, что существует 2 типа репетиторов:
Первый тип - это очень крутой тип репетиров.
Они не просто «натаскивают» на умение решать контрольные, и тесты ЕГЭ.
Они помогают выстроить структуру предмета.
Они учат ребенка учиться самостоятельно, мыслить системно.
Они ведут, они направляют ребенка.
У крутых репетиторов есть несколько минусов:

  • Они очень дорого стоят
  • Они очень востребованы на рынке - к ним сложно попасть
  • Они берут не каждого ребенка. Они не работают с детьми, с которыми им работать не комфортно
Второй тип репетиторов – просто готовят к ГИА, ЕГЭ.
Они учат шаблонным решениям.
Задача этих репетиторов, чтобы заказчик был доволен.
Заказчик - это ВЫ.
Вы в каком случае будете довольны?
Если у ребенка будет выполнено домашнее задание, если у него все хорошо будет получаться, он будет доволен, он будет получать пятерки.
Здесь есть важный момент, если дети уходят от репетитора довольными, то репетитор - плохой.
Значит, ребенок находится в зоне комфорта. Вы, наверно, много слышали, что развитие начинается только тогда, когда человек выходит из зоны комфорта.
Когда у него чуть-чуть не получается.
Репетиторы чаще всего не занимаются вот этим именно моментом.
И вот - все получается, все довольны и счастливы – ребенок получает пятерки, но при этом - НЕ РАЗВИВАЕТСЯ.

Это не самое страшное.
Самое страшное в том, что ребенок привыкает тому, что все «разжевывают».
Разжевали, в рот положили, остается только проглотить.
Дети вырастают беспомощными существами.
Их учат, дают новые навыки, но у них не тренируется способность учиться самостоятельно .
Они даже не умеют самостоятельно искать нужную для решения той или иной задачи информацию в интернете.

Часть вопросов решаете вы, родители. Решаете в силу того, что вы - РОДИТЕЛИ.
Большой процент вопросов, связанных с учебой решают репетиторы.
Со всех сторон ребенок - такое опекаемое «парниковое растение», и делать ничего сам не может.

И это страшно. Потому, что вступая во взрослую жизнь, он – беспомощен.

Он рассчитывает на вас. Ждет, что вы подскажете, поможете, направите, поможете поступить в ВУЗ, на работу, еще куда-то.
Он не умеет рассчитывать на себя, на свои силы, на свои знания.
Это страшная ситуация, потому что сейчас формируется общество, в котором будут жить наши дети.

«И только скорочтение нам поможет?!»

Пишу эти строки и вижу вас, ваши глаза, скептически прищуренные, а в глазах вот этот вопрос.

Увеличение скорости чтения – конечно полезный навык для развития человека и личности.

Самое популярное предложение от школ и курсов скорочтения звучит так:
«Вы увеличите скорость чтения в 2 и более раз за такое-то время (обычно 10 дней)».

Мы на собеседовании задаем детям среднего и старшего возраста вопрос:
«Смотри, ты сейчас читаешь со скоростью 120 слов в минуту.
В результате наших тренировок ты начнешь читать в 2 раза быстрее.
Мы в этом даже не сомневаемся. Будешь читать 240 слов в минуту с тем же пониманием текста.
Как ты думаешь, что-нибудь изменится в твоей жизни?»

Дети задумываются ненадолго и отвечают: «Ничего не изменится».

Вот и мы тоже так считаем, ничего не изменится.

Представьте, что вы копаете яму лопатой.
Копали медленно, стали копать в 2 раза быстрее.
Да, времени потратили меньше.
Покидали то же количество земли только быстрее.
Устали также, только за более короткое время.

Просто увеличить скорость чтения – этого недостаточно, чтобы улучшить оценки, воспитать интерес к чтению, сформировать самостоятельность

Мы, в рамках тренинга по скорочтению выполняем очень большую работу по мотивации, обучаем управлять временем, обучаем видеть в тексте главное, учим работать с деталями.

Фактически мы не только тренируем навык скорочтения, а обучаем детей эффективной технологии обучения любому предмету.

В рамках этой технологии у нас уже работают тренинг по скорочтению и тренинг по развитию памяти.

И вот сегодня хочу вам рассказать о нашем следующем тренинге

Он называется «Мастер-группа. Сам себе репетитор»

Таких занятий очень ждали наши ученики и их родители.
Они просили нас придумать что-нибудь, чтобы получить еще бОльшую пользу от нашей методики эффективного обучения.

Суть тренинга заключается в том, что дети на занятиях самостоятельно делают уроки.
Сначала мы с вами - родителями определяем по каким предметам надо улучшить знания.
Ваш ребенок приходит к нам на занятия.
Берет с собой сначала учебники по 2 запланированным предметам (первые 2 недели), потом по 3 предметам.
И под руководством нашего педагога разбирает материал, прорабатывает, запоминает, пересказывает.
Наш педагог не объясняет сам предмет.
Он учит детей самостоятельно прорабатывать материал, искать ответы на вопросы, проверять свои знания.

Далеко не все дети с удовольствием ходят в школу, делают домашние задания и приносят хорошие отметки. Но мы, взрослые знаем, как важно дисциплинировать себя, работать на будущее. Как же помочь своему ребенку, как научить его учиться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильно организованный режим дня, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять, поиграть, послушать музыку и т. д. Конечно, это перечисление не исчерпывает все моменты, так или иначе влияющие на процесс обучения. Я остановлюсь на тех, которые обычно игнорируются взрослыми или являются источником грубых психологических ошибок. Следовательно, чтобы школьник легко и успешно учился, надо научить его учиться – то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).

Далеко не все дети с удовольствием ходят в школу, делают домашние задания и приносят хорошие отметки. Но мы, взрослые знаем, как важно дисциплинировать себя, работать на будущее. Как же помочь своему ребенку, как научить его учиться?

Учим ребенка младшего школьного возраста учиться

Итак, представляем вашему вниманию несколько простых советов, которые помогут научить вашего ребенка хорошо учиться.

  • Не заставляйте ребенка шестилетнего возраста выполнять домашние задания, которые учитель обычно не задает.
  • Не тренируйте его чрезмерно выписывать буквы, цифры, крючки; заботьтесь о полноценном отдыхе и питании.
  • Чтобы малыш научился лучше писать буквы, развивайте мелкую моторику: занимайтесь лепкой, рисованием, раскрашиванием мелких картинок, аппликацией, вышивкой и т.д. Занятие должно быть интересным ребенку.
  • Ребенку 6-7 лет подходит игровая форма занятий.
  • Обязательно читайте ему перед сном детские сказки и литературу, соответствующую возрасту.
  • Во время занятий с семилетним ребенком сначала подключайтесь к выполнению домашних заданий. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Ему должно быть интересно.
  • Не торопите его, не упрекайте за ошибки, не сравнивайте его с другими детьми.
  • Дайте ребенку возможность получать удовольствие от интеллектуальных занятий. Главное - не убить интерес к познанию.
  • Не перегружайте ребенка.
  • С 8-9-летними детьми выполняйте то же, но предоставляйте им больше самостоятельности.
  • Не ругайте за ошибки, относитесь уважительно. Ошибки неизбежны, научитесь сами и научите детей воспринимать ошибки как естественный процесс, ведь на ошибках учатся.
  • Старайтесь, чтобы 10-летний ребенок выполнял домашние задания самостоятельно, после этого спокойно проверьте выполненное.
  • Не заставляйте переписывать, если ребенок допустил ошибку.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу неудач.
  • Продолжайте быть рядом с ребенком, поддерживайте его.
  • Если он не потерял интерес к познанию, считайте это главным успехом - и его, и вашим.
  • Ребенок, не будучи круглым отличником, все равно будет успешным. Он будет иметь главный инструмент познания - интерес.
  • В занятиях нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнения, если он вертится, устал, расстроен. Сделайте перерыв, займитесь чем-то другим.
  • Избегайте негативной оценки, чаще хвалите ребенка. Найдите то, что у него получается, и за это обязательно хвалите. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Старайтесь не воспринимать занятия с ребенком, как тяжелую обременительную работу.
  • Не забывайте радоваться жизни вместе с малышом. Получайте удовольствие от общения с ним.
  • И никогда не соревнуйтесь с ребенком. Вы, конечно, мудрее, опытнее, больше знаете. Поэтому и передавайте свою мудрость и опыт ему, но помните, что ваш малыш - это отдельная личность, уникальная и неповторимая. И если вы ее не унизите, будете уважать, ценить, любить и помогать ей, то она найдет свое место в обществе, будет уверенной в себе, а следовательно добьется успеха.

Не делайте школьную оценку идолом, которому надо поклоняться.

  • Помните, заострять внимание надо не на негативных моментах, а на достигнутых положительных результатах.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими. Успехи одноклассников могут быть временными, и ваш ребенок вполне может обогнать нынешнего отличника. Вот как рост: сегодня ваш ребенок ниже всех в классе, а потом вытянется и станет высоким.
  • Так что не теряйте уверенности в своих силах и силах своего ребенка. И развивайте в нем интерес к познанию.
  • Соблюдение этих несложных правил помогут привить вашим детям хорошее отношению к учебе, будет способствовать желанию ребенка учиться.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы с вами поговорим о том, как и в чем родители должны помогать ребенку или все таки он должен . В чем должна выражаться наша помощь ученику? Ответы на эти вопросы подготовила специально для вас Татьяна Саксон — эксперт по вопросам самостоятельного обучения. Передаю Татьяне слово.
Если вы читаете эту статью, то наверняка у вас есть ребенок и он – школьник. А также вы наверняка задаётесь вопросом, как правильно организовать обучение ребенка, чтобы у него знания откладывались в голове, а не распылялись через несколько дней после их усвоения. Ведь так? Как научить ребенка и с интересом? Если это действительно так, то эта статья будет вам полезна как никогда! Ведь тут будут освещены самые важные моменты, которые влияют на успешное обучение ребёнка .

При этом я не буду затрагивать обучение в школе. Во-первых, потому что сама занимается этими вопросами, и если вы выбрали для своего ребёнка обязательного и ответственного учителя, то там с обучением не должно возникать проблем. Во-вторых, вряд ли позволит вам вмешиваться в его методику обучения.

А вот получение знаний вне можете контролировать и направлять только вы. Это касается не только изучения внешкольных предметов (или, например, дополнительное изучение английского языка), но и работы ребёнка дома со школьными заданиями.

Как научить ребёнка учиться самостоятельно? О родительских ошибках

Знакома вам ситуация, когда ребёнку задают домашнее задание, а он бежит за помощью к вам?

— , как начать сочинение? О чём написать?

— Папа, а эта задача решается плюсом или минусом? И т.п.

А мы вместо того, чтобы привить ребёнку самостоятельность в обучении, берём и отвечаем на эти вопросы прямо, даём ребёнку подсказки:

— Начни так… Напиши о том… Вот тут еще можешь рассказать об этом…

— Конечно же, с плюсом! И т.д.

То есть мы, желая ребенку помочь, помогаем ему неправильно! Мы подсказываем ему решение проблемы и не даём . И даже не приучаем к этому.

А ведь именно знания, полученные самостоятельно, именно те знания, которые ребёнок «выкопал» сам, до которых дошёл своим умом, именно эти знания закрепляются у него надолго! О радости личных достижений я вообще молчу.

Помехой для самостоятельности в обучении вашему ребёнку могут служить его внешкольные интересы (хочется поиграть с друзьями, посмотреть мультфильм и т.д.), отсутствие интереса к учебе, отсутствие необходимых навыков самостоятельной работы, а также упущенные ранее моменты в учебе.

Поэтому с ребёнком действительно надо поработать, необходимо устранить всё, что мешает ему , и добавить то, что будет этому способствовать.

Необходимо:

— пробудить ребенка к учебе;
— развить в ребёнке такие качества, как , дисциплинированность и ;
— развить творческое воображение ребёнка;
— выявить и вернуть ребенку знания, которые он упустил ранее;
— заняться развитием навыков самостоятельной работы;
— создать дома оптимальные условия для самостоятельности в обучении.

Вот он, ваш чёткий план. Берите его и прорабатывайте со своим ребёнком. И после такой работы вы и сами убедитесь, насколько крепки знания, полученные самостоятельно, а не поданные на тарелочке с голубой каёмочкой.

Возможно, кто-то из вас уже знает, как проработать все эти моменты. Тогда начинайте действовать!

Если кто-то не знает, вы можете попробовать обсудить это с учителем вашего ребёнка. Хотя я сомневаюсь, что учитель даст вам полную методику работы, но пару ценных советов по развитию навыков самостоятельной работы он дать может. А это уже лучше, чем ничего.

Что же, дорогие мои, все советы даны, план работы намечен, как это воплотить, подсказано. Мне остаётся только пожелать вам: не полагайтесь только на школу и учите детей и с интересом! А результат не заставит себя ждать!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки», заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные.

Меня всегда волновала проблема: как научить детей учиться? Особенно остро встаёт эта проблема при переходе учеников в среднее звено школы. Всем знакомо явление: число отлично успевающих детей резко снижается в среднем звене школы и практически исчезает в старшем. Конечно, слаба ещё преемственность между начальным и средним звеном: в смысле единства требований, в смысле учебных программ и учебников. Но я часто задумываюсь, всё ли мы, учителя начальных классов, делаем для облегчения перехода учащихся в среднее звено? Да, мы даём им необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом - нам надо научить детей учиться. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Меня постоянно волнует проблема - как научить всех? У меня всегда в классе есть 5-6 человек, которые учатся слабо не только потому, что их уровень развития недостаточно высок, но и потому, что семьи таких детей, как правило неблагополучные.

Первое, о чём я хочу сказать, что очень ошибаются те учителя, которые часть работы перекладывают на плечи родителей. Родители возвращаются с работы вечером, обещаются с уже уставшим за день ребёнком. Безусловно, вечерние занятия родителей с детьми - малоэффективные и не всегда квалифицированные. Я никогда не превращаю свои собрания в подробный инструктаж родителей по изучаемым предметам. Моё твёрдое убеждение, что помощь родителям больше должна быть направлена на создание условий для успешных занятий, осуществление контроля за соблюдением режима дня школьника, учитывая его физиологические особенности.

На собраниях я стараюсь показать родителям основные приёмы, формы работы, которые им необходимо использовать дома в какой-то определённый момент. Например: при изучении состава чисел я предложила родителям рациональные приёмы для более прочного усвоения этой темы (игровые моменты - лото, домино, домики с цветными кружочками); объяснила важность чередования различных приёмов заучивания, чтобы были задействованы разные виды памяти. При объяснении какого-либо приёма вычислений я часто «забегаю» вперёд. Например, познакомила детей с приёмом сложения «по частям» (17 + 8), и тут же показываю применение этого приёма при решении более сложных примеров: 47 + 8, 97 + 8, 170 + 80, 470 + 80, 970 + 80.Таким образом я учу детей выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею. Это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Безусловно, надо ещё научиться выполнять поставленную задачу, усвоить то, что подлежит усвоению.

Очень внимательно стараюсь подходить к определению видов и объёма домашних заданий. Самые сложные виды заданий мы выполняем в классе. Большой объём домашних заданий и высокий уровень их сложности не всегда оправданы. В этом случае родители вынуждены помогать детям, а некоторые просто подсказывают. А в классе, где приходится работать самостоятельно, дети затрудняются с решением. Вот и получается, что домашние работы все делают на «4» и «5», а классные - намного хуже. Если я вижу такую картину у некоторых своих учеников, то сразу понимаю, что они недостаточно владеют приёмами самостоятельной работы. Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Некоторые родители идут по лёгкому пути. Например, вместо того чтобы помочь ребёнку осмысленно заучить состав чисел, контролировать процесс закрепления, учат их считать на пальцах.

Одним из приёмов, которые помогают школьникам учиться, является активная мыслительная обработка материала и смысловая его группировка. Уроки русского языка строю по принципу развивающего обучения, взяв за основу создание проблемных ситуаций (столкновение с противоречием). На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Работая над научно-познавательным текстом учебников литературного чтения и окружающего мира, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Некоторые правила легче запомнить и понять по составленному вместе с детьми плану. Я думаю, наши памятки по русскому языку, опорные таблицы по математике, схемы, краткие записи к задачам, графики - это тоже разновидность плана. Составляя с детьми план, я стремлюсь к тому, чтобы они приучались к активной умственной работе, постепенно овладевали её навыками. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее.

Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю детей к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4 классах самостоятельно готовится не только к урокам окружающего мира, но и по другим предметам. Это умение особенно ценно при переходе в среднее звено.

Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое объёмное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

Важным в своей работе по обучению детей рациональным приёмам учения считаю установку на запоминание. Я постоянно напоминаю детям о том, что следует хорошо запомнить, и показываю, где это может пригодиться в дальнейшем. В то же время некоторые понятия и сведения носят чисто ознакомительный характер. Я иногда говорю детям, что некоторые понятия они более глубоко будут изучать в старших классах, а о чём-то полезнее узнать больше из дополнительной и справочной литературы. Например, знакомя детей с таблицей состава чисел второго десятка, я не даю им установку на запоминание. Считаю, что решать подобные примеры гораздо полезнее по частям. А результаты сложения со временем запомнятся непроизвольно.

Конечно, не все учащиеся класса одновременно и успешно овладевают приёмами рационального обучения. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения. Дети, которые затрудняются в учёбе, как правило, пассивны на уроках. Поэтому я всячески стараюсь активизировать сознание таких детей, постоянно напоминаю всем, что надо терпеливо выслушивать ответы своих товарищей, что не стыдно ошибаться. Часто бывает, что желание детей ответить так велико, что они встают, с нетерпением тянут руку, чуть ли не выкрикивают ответ. Я не считаю, что такое проявление активности - плохое поведение на уроке. Наоборот, я думаю, что сидящие «по струнке» дети скорее всего равнодушны к вопросам учителя. Им надо постоянно думать о том, как сдерживать себя, свои эмоции, а не о том, как лучше ответить.

Есть ещё один важный момент в обучении детей - контроль и самооценка. Чередование различных форм контроля позволяет мне следить за процессом усвоения знаний. Наряду с традиционными формами контроля я часто использую и такие виды опрос учащихся, когда я не оцениваю ответы, а просто веду учёт ошибок. Например, я проводила такие самостоятельные работы, объём которых превышал обычные контрольные. Тем, кто выполнил свой вариант, предлагала решить задания другого варианта. Некоторые же и за два урока едва справлялись со своим заданием. В процессе работы я разрешаю детям подходить ко мне с вопросами, но не за подсказкой. Такой вид самостоятельной работы нравится и мне, и детям: все получают только хорошие отметки, а некоторые и по две пятёрки. Иногда обхожусь без отметок. При выполнении такой работы хорошо виден уровень самостоятельности каждого. Я не ставлю детям плохие отметки за текущие работы. Если ученик что-то не доработал, пишу замечание в словесной форме.

Ещё не все родители понимают, что неудача ребёнка - это не сигнал к наказанию, а повод для серьёзного анализа того, как помогают ему в семье учиться успешно. Оценка должна быть стимулирующей. При встречах с родителями я никогда не сравниваю одного ребёнка с другим. Я убеждена, что сравнивать можно каждого ребёнка с самим собой, оценивать процесс познания и развития одного и того же ученика. В своей работе я придерживаюсь такого принципа: если уж надо ставить двойку, то крайне редко, когда все средства уже исчерпаны. Отметка не должна быть кнутом для детей. Основная её функция - регулирующая и ориентирующая. И здесь важно постепенно учить детей давать самооценку своему труду. В этом плане всегда много приходится работать с детьми, и с родителями. Главный итог такой работы - когда оценка учителя совпадает с самооценкой ученика.

Задолго до официального выставления отметок я знакомлю родителей с нормами их выставления по предметам, со своим подходом к этому процессу. Я уверена, что ничто так не подрывает авторитет учителя, как выставление разных отметок за одинаковые по уровню работы и ответы. Моё мнение - необходима оценка только знаний, аргументированная и объективная. Мои ученики не боятся отметок. Они знают, что в школе их всегда поймут и поддержат, помогут, если надо. Дети всегда со мной очень откровенны, и я благодарна им за это. И, наконец, важным фактором, можно сказать итогом всей работы учителя является самостоятельная домашняя работа учащихся. Ведь научить детей учиться - значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и своё внешнее поведение. Во время встреч с родителями я постоянно подчёркиваю, что им предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у своих детей умения управлять собственным поведением, чтобы они стали хозяевами своих желаний, а не наоборот. Взаимопонимание, постоянный контроль с родителями, разнообразные формы работы с ними - всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща мы сможем научить наших детей учиться познавать окружающий мир и самих себя.

Наши советы - для родителей, которые задумываются о том, как научить ребенка учиться, чтобы воспитать его гармоничной личностью с успешным будущим.
Современные родители по-разному пытаются реализовать эту цель. Одни отдают пятилетнего малыша непосредственно перед поступлением в первый класс на подготовку к школе, чтобы он успел освоить базовые знания. Другие с первых месяцев несут кроху в школы раннего развития, не совсем понимая, что же дает это раннее развитие.

В том или ином случае любящие родители пытаются мотивировать своих малышей к школьным успехам. Практикой проверено: этот путь - не всегда успешный. Если усмотреть в обучении только внешние предпосылки, типа слушаться, выполнять задания учителя и т. д., привить желание, умения учиться и хорошо успевать в школе таким путем не добиться. Как надо научить ребенка учиться, чтобы он сам желал этого, стремился к знаниям?

Готовим к школе заранее

Чтобы ребенок имел тягу к знаниям, нужно сформировать эту мотивационную готовность загодя до школы. Главную роль для ее успешного формирования играют слова родителей и игры, в которые ребенок играет.

Некоторые родители передают детям свои воспоминания о школе, увы, совсем не те, которые служили бы для успешной их мотивации к учебе. «За плохие знания ты получишь плохую оценку», «За плохое поведение тебя могут отругать в классе» - эти фразы не способствуют желанию обретать знания в школе. Основной целью родителей должно быть создание положительного образа школы.

Если малыш посещает школу раннего развития, поясните ему, что ему теперь нужно соблюдать рамки поведения, расскажите, зачем это нужно.
Если ваш ребенок стеснителен, помогите: поддерживайте и присоединяйтесь к процессу на занятиях, показывая свой интерес к происходящему. В случае, если малыш не хочет участвовать в выполнении задания, не стоит давить. Посидите и понаблюдайте за другими детьми. Возможно, скоро малыш захочет включиться в занятия, найдя заинтересовавшие его, и будет проявлять желание учиться и посещать занятия.

Почемучки

Чтобы разжечь интерес к учебе, не игнорируйте многочисленные вопросы малыша, отвечайте на его «почему?», находя ответы на все интересующие его вопросы.
Жажда знаний - базис, на нем выстраивается желание учиться в школе и приобретать новые навыки. Умение учиться увеличивается за счет развития интеллекта ребенка. Развитие интеллекта - это умение думать, воспринимать услышанное, оценивать, анализировать - в совокупности. Все эти процессы начинают развивать с первых месяцев жизни, а не перед поступлением в первый класс. Идя в школу, ребенок должен иметь логику мышления и хорошо развитое внимание.

Как помочь развитию ребенка?

Придерживаясь некоторых советов, можно в процессе игровой деятельности ребенка достичь хороших результатов.
  1. Любое вместе проведенное время проводите с пользой: обсуждайте особенности погоды, сезонные явления, увиденное по дороге в дет сад растение или дерево. Знакомьте малыша с такими понятиями, как цвет, форма, запах и др.
  2. Имейте в виду, что детям сложно долго удерживать внимание на чем-то одном. Поэтому не стоит сердиться, когда он начинает отвлекаться на посторонние вещи.
  3. Занятия против воли не принесут успеха. Занимайтесь тогда, когда ребенок к этому расположен.
  4. Придерживайтесь занятий, соответствующих возрасту малыша и нравятся ему: лепка, рисование, игры, аппликации и др.
  5. Зная, с какими заданиями малышу справляться по силам, давайте ему чуть более усложненные.
  6. Плавный переход от игры к учебным занятиям происходит за год до поступления в первый класс, но не раньше.
  7. Занятия должны носить регулярный характер.
  8. Критика действий и успехов ребенка недопустима. Хвалите и поощряйте своего маленького ученика за маленькие, но реальные достижения.

Тренировка воли

Сформировать стремление к учебе поможет волевое управление своим поведением. Школа обязывает придерживаться определенных правил поведения, что не всегда легко дается малышу. Учите малыша ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, оценив в конце полученный результат.

Умение дружить

Учите ребенка выстраивать отношения со сверстниками, жить в коллективе. не ограждайте его от общения с ровесниками, пусть обучается навыкам коммуникативного общения.

Физическое здоровье

Следите за физическим здоровьем ребенка, закаляйте его. Пусть он выполняет режим дня, избегая переутомления от нововведенных занятий.

Вместе с ребенком радуйтесь его небольшим успехам и победам, поощряйте его тягу к знаниям. Всестороннее развитие всех направлений деятельности поможет гармоничному развитию личности.


© 2024
kropotkinkadet.ru - Портал о развитии ребенка и воспитании детей